"Татьяна! Мне это ваш трудовой кодекс уже вот здесь стоит!", - показывая ребром ладони на горло, выговаривал мне владелец бизнеса, когда в ответ на его вопрос об увольнении сотрудников по основанию "просто так", я ответила, что нет такого основания и будем делать по закону... или по соглашению, если договоримся.
А можно ли как-то обойти? Это ж если мы будем всё по закону делать, то у меня денег на бизнес не останется. Налоги, зарплаты и текущие расходы на содержание имущества.
Открою вам секрет - юристов держат в бизнесе не для того, чтобы соблюдать законы, а для того, чтобы их обойти и минимизировать убытки или издержки.
Кодексами называют свод законов - "свели" в единый правовой регламент.
Нормам Трудового кодекса РФ подчиняются и государственные служащие и работники коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Для госслужащих есть еще и специальный закон "О государственной службе", где указаны запреты и ограничения этой категории работников.
Причины, по которым работодатели не любят Трудовой кодекс:
1. Нельзя уволить работника по основанию "просто потому, что я так хочу"
Трудовой кодекс - это защита от манипуляций и неправомерного поведения обеих сторон трудового договора.
Если в семье манипуляции "Не сделаешь по-моему, тогда будет вот так. Потому что я так решил/решила. И начхать я каком боку у тебя тюбетейка" могут быть действенными, то в деловом сотрудничестве мы взаимодействуем по-деловому. Хотя дверями хлопают и там.
Вам всё-равно, что начальство вас любит или не любит - цените мой труд и уважайте моё время, а кроме того, оплачивайте то время, которое я трачу на развитие ВАШЕГО бизнеса.
Трудовой кодекс наделяет работников возможностью "качать права". Что-то вроде брачного договора или соглашения между супругами.
2. Работодателю за каждого работника нужно платить страховые взносы
Та зарплата, которую работник получает на руки, из неё вычтено только 13% налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Но также работодатель обязан по каждому трудовому договору или договору подряда уплачивать и взносы, которые начисляются сверх зарплаты до вычета НДФЛ.
1) 30% сверх зарплаты должно уходить на обязательное пенсионное обеспечение, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства.
2) от 0,2 % до 8,5 % (в зависимости от класса профессионального риска) на травматизм.
Это конечно основная боль бизнеса. Ведь бизнес создают не для того, чтобы обеспечивать население. Его создают, чтобы получать прибыль - для себя.
Но, сам всё не успеешь переделать, да и навыков и опыта на всё не хватит - поэтому нанимают специально обученных людей. А они тоже за деньги любят работать, а не только за идею.
3. При увольнении приходится выплачивать суммы сверх заработной платы
При сокращении, ликвидации компании нужно выплатить работнику не только отпускные, но и по несколько зарплат.
Или, например, владелец бизнеса решил сменить директора - разонравилось с ним работать - убытков много, а доходов мало. Ну и обнаглел - считает этот бизнес своим. Такое, кстати, я вижу и в госучреждениях. Путают роли, "заигрываются".
В таком случае, при увольнении директору компания обязана выплатить компенсацию не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Об этом сказано в статье 279 Трудового кодекса.
Опять же, такой бонус директор получит, если он не совершал виновных действий (бездействий) - не косячил грубо, скажем так. Или его решили не привлекать к ответственности и не стали проводить должностное расследование и тому подобные действия, чтобы не заморачиваться с этим.
4. Отпуск, больничные и декретные отпуска
Как нам говорила преподаватель по курсу "Социальное обеспечение", декретный отпуск - это вовсе не отпуск никакой, но это является отпуском от работы. То есть работника в это время нет.
На время отпуска и периода временной нетрудоспособности за работником сохраняется рабочее место - его нельзя уволить. Никак.
А кто будет за него работать работу в этот период - это головная боль работодателя и коллектива.
5. Ежегодный отпуск работника должен оплачивать работодатель
Мало того, что они бесплатно работать не хотят и сердце у них не дрогнет при манипуляции "Мы же как семья", так им еще и отпуск оплачивать нужно!
Хорошо, если владелец бизнеса понимает ценность кадров, как и то, что специалист, который себя ценит, взяв нужный ему опыт, не станет продолжать сотрудничество в ситуации, когда ему это невыгодно, некомфортно. Держать на чувстве вины можно тех, кто себя не ценит.
И, если вы обратите внимание, особо в развитие такие кадры не идут - нет радости от сотрудничества и такой жизни.
Везёт себе "лошадка" повозочку грустно или даже может начать вредить бизнесу - подворовывать и использовать мутные схемы по увеличению своего дохода.
Всем Радости от жизни и взаимовыгодного сотрудничества!
Кстати, с той компанией, где мне выговаривали про Трудовой кодекс, всё хорошо. Мало того, что зарплаты там сейчас только официальные, при этом выше средней по региону, так ещё и прибыль увеличилась в разы.
Когда люди видят, что их ценят, тогда их вклад в ваш бизнес увеличивается. Но это не точно. Кнут и пряник, кнут и пряник....