(«Мифы древней АПесни» №1)
Должен признаться: я давно и безнадежно люблю АП. Правда понятия не имею, что она такое? Да и любовь какая-то тихая, скромная, невзаимная, безнадежная. Да изменяли мы с ней друг другу не раз, с другими изменяли и с самими собой. Этакий пердимонокль! Шекспиру не снилось! Но за такое непростительно длинное сожительство, как бы чувства не были глубоки, ты уже объективно оцениваешь объект своей страсти. Со всеми недостатками и достоинствами оцениваешь. Иногда переоцениваешь кардинально, но никогда не переоцениваешь чересчур.
АП, это не Анна Павлова, не Алиса Петровна. Да простят меня посвященные и особливо непосвященные, АП – авторская песня. Всякие глупости относительно этого имени, его значения, гороскопов с ним связанных и прочей мистики, мы разберем непременно. Но в свое время. Начинать же нужно с любви. Впрочем, ею же и заканчивать нужно.
Когда человек начинает говорить о любви, то это всегда вызывает у меня подозрение. Большое подозрение. Неподдельное. Правда, трудно сформулировать в чем подозревать-то? А может быть это просто сомнение? Любовь, как и любые настоящие и чистые чувства не требует не только суеты, но и жаждет тишины, неприметности, незаметности, интимности.
Поэтому снизим накал пафосности до уровня разумности. И попытаемся максимально честно и нейтрально сформулировать мои «брачные» отношения с песнями. Мне нравятся мелодичные, лирические и романтические песни, в которых слова настолько осмысленны и так хорошо сложены, что их стройность вполне тянет на поэзию. В дальнейшем я еще не раз буду подчеркивать, что песня, это не музыка плюс слова. Это другой космос и иная вселенная, чем музыка или слова по отдельности.
Так получилось, что на фоне хороших классических романсов, советской эстрады, народных песен, рока и блюза, авторская песня 60-70 годов очень во многих своих образцах совпадала с моим вкусом. А так как я не люблю ходить строем, не люблю быть как все, то мне милее находится в лагере любителей чего-то более камерного, чем того, что собирает огромные стадионы. Наверное, это были еще и определенные понты – петь то, что далеко не все знают. То, что не крутят по радио и ТВ, не печатается на пластинках, не выпускается в большие концертные залы.
«Вкус» — близость способов кодирования и декодирования
В параллельных темах «словолюбия» и «мудролюбия», я не раз буду подчеркивать, что люди кучкуются по вкусам. За этими вкусами стоит какая-то общность культурных и образовательных кодов, близкие эстетические и этические нормы, возможность понимания недосказанностей, аллюзий, коннотаций и метонимий, и т.п, и т.д. Это и близость предпочтений в музыке, живописи, литературе, философии, … И вот все это занудство легко умещают в одно слово одинаковый «вкус». Красивое слово «вкус», вкусное. Но насколько оно вкусное, настолько же и непонятное. Оно такое же ни о чем конкретном не говорящее, как и истрепанное до дыр слово «любовь». Для меня этот «вкус» означает близкие способы кодирования и декодирования, когда то, что нам передает с помощью каких-то кодов (слов, музыки, эмоций, жестов, …) один человек, нам удается легко декодировать без особых погрешностей. Когда и кодировщик и декодировщик пребывают в обоюдной иллюзии взаимопонимания.
Совсем забыл! Мы же об авторской песне хотели поговорить. Когда-то я изменил авторской песне с жизнью. Мне показалось, что жизнь намного привлекательнее. Она меня соблазнила, а я не сопротивлялся. Когда уровень тестостерона стал заметно снижаться, то, как это бывает в периоды такого спада, тянет в прошлое, которое приобретает за давностью времени ценность и привлекательность антиквариата. И вот, спустя четверть века, потянуло меня снова в объятья авторской песни. А она уже не та! Она уже в татушках, с гаджетами, барабанами и плясками. Если серьезно, то когда я снова прыгнул в этот омут бардопения от которого отстал на 25 лет, то на всех фестивалях и концертах находился в некотором замешательстве. Мне все время хотелось спросить: «А где здесь поют авторскую песню». Я оказался совершенно в другой системе координат, с архаичными способами декодирования музыки, слов, смыслов, чувств, эстетики. Да и с этикой тоже не все как-то складывалось.
Есть ли «современная авторская песня»?
Это раздрай не помешал мне продолжать любить классику, на которой я вырос. А кто не живет в песенном мире своей молодости? Но я и много созвучного нашел среди того, что пропустил за четверть века. И до сих пор нахожу то, что я могу называть АП, своей АП. Совсем недавно я споткнулся о мысль: нет современной авторской песни. Есть что-то новое, что боится себя назвать, отмежеваться от АП, сделаться самостоятельным и взрослым. Но так называемую «современную авторскую песню» пустили в круг КСП (клубы самодеятельной песни) и приветили там, размыв понятие АП до вселенских масштабов «ни о чем». А вот это современное направление радостно восприняло фестивали и концертные площадки авторской песни, как канал продвижения. Но при малейшей возможности они выскакивают в сферу эстрады и больших сцен, в роковые тусовки и фестивали. И такой «уход» честный и правильный. Профессионалы и те, кто хочет ими быть, должны вертеться в сфере профессионалов, а не самодеятельности.
И в заключение этого потока слов «ни о чем», должен отметить со всей ответственностью: то, что я буду говорить о бардах, самодеятельной, авторской песне, о КСП и фестивалях АП – это не попытка создания стройной теории, не тщета кому-то, что-то доказать и найти «истину». Это попытка упорядочить собственные мысли, взгляды и ощущения. Не оспариваю других мнений и не пытаюсь дискутировать, не пытаюсь быть истиной в последней инстанции. Как и во всех других темах, я просто делюсь своими скромными соображениями в надежде, что других это только простимулирует подумать о каких-то моментах этой жизни, о которых, возможно, они еще не думали. Или не думали именно так. А может быть такие мои тексты кому-то напомнят себя самих, свои мысли, или просто заинтересуют последовательностью слов.
#барды #авторскаяпесня #diputs #необарды #кодирование #декодирование #музыка #поэзия