«О человеке судят по величию его врага», – философски заметил Джеймс Бонд в фильме «Квант Милосердия». Каких недоброжелателей нажил себе бывший русский (а ныне казахский) финансист и основатель инвестиционной компании Freedom HoldingТимур Турлов – неизвестно, но по количеству «разоблачительных» статей в Интернете можно предположить, что их немало.
Какие только грехи ему не приписывают: мол, что с одной стороны его бизнес – это пирамида, с другой – воронка для отмывания денег российским и казахскими элитами; что компания до сих пор работает с Россией, хотя официально ее покинула; что бизнес на самом деле построен на связи с сомнительными офшорами, которыми владеет Турлов и т.д.
Наконец, очередная «исследовательская» фирма свела все основные тезисы в единый документ и опубликовала 19 апреля «расследование» о деятельности Freedom Holding и ее основателя, явно ожидая, что акции компании сорвутся в штопор. Не случилось.
И тем не менее, что же не так с Тимуром и его бизнесом? Давайте разберемся.
Сомнительная пирамида
В начале – немного теории. Freedom Holding является международной инвестиционной компанией со штаб-квартирой в Алматы. Предоставляет брокерские и банковские услуги на территории СНГ, Европы и США. Компания активно растет за счет постоянного прироста клиентской базы, а также покупки перспективных сервисов, которые могли бы дополнить ее продуктовую линейку. Из последних приобретений – американский брокер Prime Executions, инвестбанк Maxim Group и конференц-платформа для компаний малой капитализации под названием LD Micro.
Акции холдинга торгуются на американской бирже NASDAQ с 2019 года под кодом (тикером) FRHC. Более 70% компании принадлежит ее основателю и генеральному директору Тимуру Турлову, состояние которого на апрель 2023 года Forbes оценивал в $3,4 млрд.
Так вот. Пожалуй, главный посыл недоброжелателей – бизнес Freedom Holdingякобы напоминает финансовую пирамиду. При этом ни в одной из статей не указываются конкретные признаки, которые позволили бы сделать такой вывод. На всякий случай напомним их: отсутствие лицензий финансовых регуляторов, обещание гарантированной высокой доходности, отсутствие информации о топ-менеджерах, выплата прибыли текущим клиентам за счет привлеченных денег от новых.
Пока что ни один из этих критериев приписать Freedom Holding не получается. Компания имеет все необходимые финансовые лицензии в странах, где она работает. Это открытая информация, доступная на официальном сайте брокера. Более того, аудитором холдинга недавно стала международная компания Deloitte, входящая в «большую четверку» крупнейших мировых аудиторов. FRHC публикует квартальную и годовую финансовую отчетность, которая сдается в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC). И пока что у регулятора в США не возникало вопросов к компании Турлова.
В реальности же бизнес Freedom Holding – чистой воды брокеридж с рядом банковских и инвестбанковских услуг. Это значит, что он зарабатывает как финансовый посредник, беря с клиентов комиссию за свои сервисы. Среди основных направлений деятельности: доступ к мировым биржам (NASAQ, NYSE, LSE, CME, CBOE и другим), помощь в размещении ценных бумаг (андеррайтинг), цифровая ипотека (ее предлагает в Казахстане дочерний банк), страхование и многие другие. Холдинг является лидером в своем сегменте в Казахстане и других странах постсоветского пространства.
При этом нет никакой достоверной информации, что компания является «отмывочной» конторой для элит, о чем можно встретить упоминание в некоторых «компрометирующих» статьях. Как и в случае с обвинениями в создании пирамиды, авторы не утруждают себя приведением каких-либо доказательств в пользу своей версии.
Ушел, но не до конца
Тимур Турлов основал компанию в России, но в 2022 году весь бизнес перевел в Казахстан, продав российское подразделение. Более того, сам финансист отказался от российского паспорта и паспорта островного государства Сент-Китс и Невис в пользу казахского документа. Справедливости ради стоит отметить, что Турлов давно перебрался со своей семьей в Казахстан, часть его детей родились там, поэтому получение нового паспорта не выглядит чем-то необычным.
Формально Тимур Турлов и его компания теперь не имеют отношения к России, однако украинский Совет нацбезопасности все-таки ввел санкции против него и его структур. В сми проходила информация, что финансист уже обжаловал это решение, которые могло быть вызвано «технической ошибкой». Санкции вступили в силу 19 октября, и в них говорилось о наличии у финансиста российского гражданства, хотя к тому времени он от него уже отказался. Как это бывает в работе с госорганами любых стран, изменение статуса (если оно произойдет) займет много времени.
С момента получения нового гражданства Тимур Турлов активно занялся социальными проектами в республике, о чем постоянно пишет на своих страницах в соцсетях. Компании Турлова занимаются экологией, реновацией, спонсируют казахский футбол и шахматные турниры, в том числе прошедший недавно в Астане Чемпионат мира, победителем которого впервые стал гроссмейстер из Китая Дин Лижэнь. Демонстрация социальной ответственности бизнеса – довольно распространенная практика среди крупных компаний на постсоветском пространстве.
Тимур и его офшор
Основная часть операций Freedom Holding (собственных и клиентских) проходит через зарегистрированную в Белизе компанию FFIN Brokerage, которая также контролируется Турловым. Злые языки подают этот факт как компрометирующий. Мол, схема бизнеса получается непрозрачная, и кто его знает, чем там на самом деле занимается Тимур и его FFIN – ведь компания не входит в структуру Freedom Holding, а поэтому и не отчитывается ни перед кем.
Впрочем, эта связь давно известна американскому регулятору, поскольку она отражена в отчетности Freedom Holding. Нет ничего зазорного в том, что бизнес использует офшор для проведения своих операций. К тому же, судя по последней отчетности FRHC, процент сделок с FFIN Brokerageпостепенно снижается.
Более того, не стоит недооценивать финансового регулятора Белиза, который выдавал лицензии структуре Турлова. Если раньше эксперты смотрели на эту офшорную зону свысока, то за последние годы процедуры комплаенс и KYC (аббр. «знай своего клиента») там сильно ужесточились и теперь соответствуют ведущим европейским практикам.
Назло злодеям
Напоследок вспомним то самое апрельское «расследование» против бизнеса Тимура Турлова. Проводившая его фирма известна тем, что перед публикацией своих материалов открывает так называемые «короткие» позиции по акциям компании-жертвы. Эта стратегия позволяет заработать на падении бумаг, если бы инвесторы после выхода материала поверили информации и стали скидывать акции Freedom Holding.
Такое уже происходило в прошлом с другими компаниями, но на этот раз замысел не реализовался. Акции FRHC даже не заметили атаки аналитиков и продолжили рост.
С момента выхода Freedom Holding на биржу в 2019 году его акционеры (в том числе и Тимур) стали богаче в 5,4 раза.