Оказывается, несмотря на сухопутную границу, между Панамой и Колумбией нет дороги. Это называется Дарьенским пробелом. Причин этому множество, начиная от дороговизны стройки, заканчивая наркотрафиком. Передвигаться между странами возможно либо морским, либо воздушным путем. И хотя прямой рейс Panama City - Cartagena лоукостером Wingo оказывался самым дешевым, простым и удобным способом, я решил выбрать другой путь. Сложный, дорогой, но зато очень увлекательный. Границу я решил преодолевать на моторных самолете и лодке!
Статья также актуальна и полезна, если Вы путешествуете в обратном направлении из Колумбии в Панаму.
Планирование
Прежде чем я начну свое повествование, следует кратко рассказать о всех известных мне способах.
Обычный. Лоукостер компании Wingo вылетает из Panama city и приземляется в любом крупном городе Колумбии. Примерная стоимость $100-150 с багажом, здесь все предельно просто и скучно.
Туристический. Четырехдневные путешествия на яхте из города Colon. Яхта в течении 4 дней курсирует по карибскому морю, по пути швартуясь у небольших островов. Конечная остановка - город Cartagena. Стоимость такого путешествия - $600.
Авантюрный. Сначала добираемся до Puerto Obaldia, небольшая приграничная панамская деревня. Туда можно добраться двумя способами. Либо из Panama City на частном моторном самолете, либо из Carti на моторной лодке, которая плывет 7-8 часов (подробней). Добравшись до Puerto Obaldia, берем моторную лодку в Capurgana. Из Capurgana на другой лодке плывем в город Turbo. Из Turbo берем автобус в любое направление. Примерная стоимость - $220.
Я решил пойти авантюрным путем. Я пролетел на моторном самолете над панамскими джунглями и поселениями коренных народов, пересек границу на моторной лодке, ждал хорошей для плавания погоды на карибском побережье, где познакомился с людьми, которые работали с Пабло Эскобаром. Но обо всем по порядку.
Самолет до Puerto Obaldia
В интернете удалось найти несколько устаревших статьей, где авторы писали о рейсовом самолете компании Panama Airlines. Сейчас таких рейсов не существует. Когда я посетил их офис, мне дали визитку частного пилота. Я с ним связался и подтвердил свой полет через несколько дней. Стоимость перелета $130, в который включен багаж 10kg и ручная кладь 4kg. Каждый дополнительный килограм веса - $3. Во время регистрации на рейс попросили встать на весы вместе с ручной кладью. Это связано с небольшим размером и мощностью самолета. Вылетаем из Albrook A.Gelabert Airport.
Самолет оказался гораздо меньше, чем я ожидал. Я понимал, что в маленькую панамскую деревню, окруженную морем и джунглями никакой боинг не полетит, но я все же удивился, когда увидел 6и местный моторный самолет. Пассажирский отсек был заполнен, и мне предложили сесть на место второго пилота. Стоит ли такой опыт $130 - конечно!
Как в комментариях справедливо заметил Archer, самолет называется Piper Seneca. Спасибо!
Самолет оказался настоящей маршруткой со всеми полагающимися аттрибутами. Водитель, который отпускает штурвал, чтобы залипнуть в телефоне и выравнить самолет тогда, когда он непозволительно начинает крениться в сторону. Остановки на взлетных полосах, чтобы высадить одних пассажиров и взять новых. Я вышел на третьей остановке, которая называлась Puerto Obaldia - небольшая приграничная Панамская деревня.
На моторной лодке до Capurgana (Колумбия)
Puerto Obaldia максимально невзрачный и не стоит того, чтобы там останавливаться, поэтому сразу идем ставить штамп о выезде из Панамы. В миграционном офисе Вас попросят копию главной страницы загранпаспорта, ее можно сделать напротив за 25 центов, но я советую сделать ее заранее в Panama City и не надеяться на единственный копицентр в деревне.
Настоятельно рекомендую иметь все документы в порядке и не забыть поставить штамп о выезде. Puerto Obaldia и Capurgana - маленькие изолированные от большой земли деревушки. Eсли у пограничников появится формальный повод отказать в штампе, они могут воспользоваться Вашим безвыходным положением и попросят серьезную взятку. Лично я с этим не сталкивался, в статьях других путешественников это не встречал. Однако в лодке я встретил перуанца с американским гражданством, с которого требовали $400, потому что у него в паспорте не было штампа о вьзде в Колумбию.
Со штампом о выезде из Панамы идем в местный порт и спрашиваем лодку до Capurgana. Примерная стоимость лодки $40-50, далее делим на количество пассажиров. Это и будет нормальная цена. Советую подождать пока наберется нужное количество попутчиков. Но имейте в виду, что их может не оказаться и придется платить полную сумму.
Перед поездкой советую купить большие пластиковые пакеты, чтобы завернуть в них багаж. Море волнуется сильно, поэтому не надейтесь остаться сухими. 20-30 минут качки в лодке, и мы в Колумбии!
Capurgana
Город Capurgana на первый взгляд кажется самой обычной туристической деревенькой, но это не так. Вот то, что мне удалось выяснить за пару дней пребывания.
Комьюнити. Cреди местных действуют свои правила. Если ты принимаешь наркотики, воруешь, ведешь себя аморально или агрессивно, то тебя немедленно высылают на большую землю без права вернуться. Как следствие, здесь очень безопасно.
История. Этот поселок активно развивался и продвигался при Пабло Эскабаре, и все, кого я встречал, уважительно и с настольгией вспоминают о нем. Я встречал людей лично знавших и работавших с Пабло (если верить им). В пяти минутах ходьбы вдоль берега, недалеко от причала, находятся заброшенные отели, построенные на деньги наркодилеров. В свое время государство приватизировало эти здания, и со временем они пришли в упадок.
Хаб для иммигрантов. Я видел большое количество незнакомых людей африканской и азиатской внешности приплывавших и толпившихся у причала, затем эти люди куда-то изчезали. Позже мне объяснили, что это иммигранты, которые пытаются пробраться в Панаму через джунгли, через Дарьенский пробел, чтобы потом через Центральную Америку попасть в Мексику, а затем в США. Дикая природа, вооруженные пограничники, а также тропические болезни превращают такой переход в русскую рулетку.
Все вышеописанное пишу со слов местных жителей, насколько это правда я не знаю и за достоверность ручаться не могу.
В общем, место крайне интересное, но пора двигаться дальше.
Из Capurgana в Turbo
Стоимость билета 85 000 COP ($ 18.1), отправление в 8:00. Иногда море волнуется слишком сильно, и все рейсы отменяют, будьте к этом готовы. Длительность плавания от 2 до 3 часов все зависит от состояния моря. За дополнительный багаж попросят еще 15 000 COP ($ 3.19), также нужно будет оплатить налог в размере 3 500 COP ($ 0.75).
Заранее перед отправлением не забудьте поставить штамп о вьезде в Колумбию в Capurgana! Вы найдете миграционный офис без проблем, просто спросите местных!
Лодку качает достаточно серьезно, а также приготовтесь к тому, что она будет сильно биться о поверхность волн во время движения. Следовательно, советую взять что-нибудь мягкое, чтобы подложить под себя и сохранить свой позвоночник. Также не забудьте таблетки от укачивания.
На выходе с причала в Turbo будут ждать мототакси. Цена до терминала 5 000 COP ($ 1.06), что неплохо и здорово экономит время и силы, так как автобусная станция совсем неблизко. здесь порт, а здесь терминал.
Из Turbo в Cartagena
В Turbo можно взять автобус в любое напрявление, до Cartagena однако прямого автобуса я не нашел, и мне пришлось ехать с пересадкой в Monteria. Общая стоимость билетов обошлась в 100 000 COP ($ 21.29). Советую по возможности брать прямые автобусы, иначе потратите много времени на остановках.
Спасибо за внимание! Эту статью можно найти на моем личном сайте на английском и на русском.