Найти тему

Наставник башкирских батальонов отец Виктор рассказал о духовном «коде» российского солдата

Оглавление

Духовный наставник башкирских батальонов отец Виктор для решения рабочих вопросов вернулся с передовой домой. Пользуясь случаем, «Башинформ» пригласил священнослужителя на интервью. Первую часть беседы, в которой он делился своим мнением об укреплении веры бойцов на войне, мужском долге и отличительных чертах башкирских солдат, можно почитать здесь. В канун Дня Победы публикуем разговор с отцом Виктором о его творчестве. Ведь многие его знают не только как хорошего проповедника, но еще и талантливого человека, который хорошо владеет жанром путевых заметок, сочиняет стихи и прекрасно поет.

- Отец Виктор, слежу за вашим творчеством в социальных сетях. В последнее время стали чаще публиковать видео со своими песнями. Эти строки о войне родились уже там, на передовой?

- Нет, они были написаны очень давно. Единственную песню, «Нынче небо в огне» закончил сочинять там. Я начал над ней работать еще в августе 2022 года. В сентябре, когда мы приехали в учебный центр, буквально перед заходом на территорию, закончил песню. Еще 2-3 произведения хранились только в текстовом варианте, на передовой появилась музыка к ним. Остальные я сочинил еще много лет назад, но они легли, что называется, «в тему».

- То есть в вашем творчестве есть что-то пророческое?

- Я думаю, что, когда писал, Господь давал тексты. Не знаю, как это объяснить. Появляется какое-то желание, садишься за лист бумаги, и слова появляются словно сами по себе. К примеру, песня «Спасибо, офицер» была написана еще задолго до крымских событий. Там была фраза «Ныне офицеры воюют тут и там, собирая вновь российские обломки». В 2014 году мы же как раз начали собирать российские обломки, то, что когда-то откололось. И когда начались крымские события, я думал: как же Господь устроил так, что эта песня стала провидческой.

- Еще одна грань вашего таланта - истории о животных, которых тоже коснулась война. Порой эти строки доводят до слез, временами - очень забавные. Поделитесь, пожалуйста, парочкой с нашими читателями.

- К примеру, ребята-«шаймуратовцы» как-то котенка подобрали. При обстреле он был ранен, ухо пробило осколком. И вот вроде бы просто котеночек, но уже тоже участник боевых действий.

А в канун Нового года принесли местные как-то нашим ребятам живого гуся (позже выяснилось, что это была гусыня), чтобы они отметили праздник. Но поскольку до 31 декабря еще оставалось время, было решено не рубить птицу. Вот и стала гусыня дежурить вместе с нашими бойцами: выходила на блокпост, при проверке документов или досмотре автомобилей начинала важно расхаживать рядышком, периодически гоготала на своем языке. Вскоре она, как заправский боец, даже позывной получила – «Дрон». Ночевать забиралась в блиндаж к ребятам. Залезала на нары, устланные тёплыми спальниками, протискивалась между бойцами и спокойно засыпала. Позже у неё появился свой персональный дом – сделали деревянную будку. Понятное дело, есть ее уже никто не собирается. По крайней мере, когда я уезжал, «Дрон» продолжал нести службу.

- Откуда у бойцов желание заботиться о братьях наших меньших даже в боевых условиях?

- Вспомните «Маугли» Киплинга: «Мы с тобой одной крови». Мы все живые существа. Сострадание, любовь, самопожертвование сидят в каждом человеке. И хоть что сделай, но какая-то капелька все равно останется. В критические моменты эта капелька откуда-то из глубин начинает вытекать, потихоньку превращается в ручеек, потом в речку, океан. Люди при любых обстоятельствах жаждут выплеснуть свою любовь на ближнего. Начинается эта любовь с проявления заботы о кошечке-собачке, потом распространяется на боевого товарища.

Господь дает человеку очень много подсказок для того, чтобы стать другим, чтобы преобразиться. Поэтому посылает в таких ситуациях, где, казалось бы, смерть гуляет, живое существо, которое нужно сберечь. Это, наверное, код российского солдата: защитить того, кто рядом, прикрыть собой, чтобы животное или человек остались в живых. Это было выработано предками, и досталось нам по наследству. Человек может даже не задумываться об этом, он просто живет, все считают его жестоким, а потом он берет в руки раненого котенка - и бац! У него слезы потекли. Так проявляются человечность и любовь.

- Иными словами, война - это всегда про переоценку ценностей?

- Да, многие переоценивают свою жизнь. Кто-то приходит к вере в Бога, люди крестятся, исповедуются. Не скажу, что они потом все святыми или праведниками станут. Но то, что война меняет, – однозначно. Только здесь может случиться, что слабый становится героем. Был какой-то «жидкий», а превратился в гранит. Потому что именно на войне Господь столько подсказок дает, столько раз руку протягивает человеку, чтобы он стал другим. Поэтому, думаю, что война, помимо всех ужасов, которые несет, дает человеку и шанс - в плане возможности измениться.

- А у вас, как у человека с устойчивыми жизненными принципами и крепкой верой, тоже происходят внутренние перемены?

- Конечно. Я тоже пересматриваю какие-то ценности и взгляды. Приобретаю новый духовный опыт. Но я не готов делиться, мои отношения с Богом - это личное.

- Однажды вы писали: «Я ненавижу войну. Но я здесь для того, чтобы ее не было». Можно ли говорить, что в этих словах - понимание личной миссии в зоне СВО?

- На самом деле еще Суворов говорил: «Помилуй Бог, я воюю не для того, чтобы была война, а для того, чтобы ее не было». Один хороший офицер, как будто подтверждая эту фразу, как-то сказал мне: «Я здесь для того, чтобы не пришлось моему сыну здесь воевать». Понимаете: человек, который знает, что такое смерть и войны, никогда не захочет воевать. Но все мы, и военные, и врачи, и священники – служивые. А где служить и что в руках держать, нам определяет Бог.

- Знаю, что помимо духовной помощи бойцам вы организовали и материальную. Как удается собрать «гуманитарку»?

- У нас в приходе много желающих помочь. Я им сказал: если вы мне доверяете, переводите деньги на специальный счет, на котором мы копим деньги. Потом я спрашиваю у военнослужащих точный список необходимого, например, медикаментов, и по этому перечню все необходимое закупаем и привозим. То есть мы не приобретаем ничего лишнего. К примеру, когда в первый раз уезжал из отпуска, закупили несколько тепловизоров. И вот мы приезжаем в одно из подразделений, нам говорят: для разведки бы тепловизор иметь. Открываю багажник и передаю им в пользование один из аппаратов. Столько эмоций было! Привозили также прицелы, пламегасители, автомобили.

Вообще, хочу отметить, что наша республика оказывает колоссальную помощь военнослужащим. Бойцы из других регионов всегда нам завидуют, потому что гумконвои приезжают регулярно, поэтому ребята обеспечены всем. И материально, и духовно.