Найти тему

Господин Великий Новгород: место силы

Оглавление

Садко — былинный аквамен? Как удалось сохранить колокола Софийского собора в годы Великой Отечественной войны? В «Чудовской Луке» литературный менеджер становился поэтом?

Вид с воздуха на Новгородский кремль. Фотобанк Лори.
Вид с воздуха на Новгородский кремль. Фотобанк Лори.

Новгородская земля — оголенный нерв русской истории, который проходит сквозь судьбы людей. Жители вольной столицы Древней Руси обладают особым спокойствием и достоинством. Это проявляется и в ритме жизни, и в оформлении городского пространства, и, конечно, в отношении новгородцев ко времени.

Церковь Власия постройки 1407 года стоит у современного здания городской администрации и напоминает, что наши поступки оцениваются с точки зрения вечности. Бывали в Новгороде многие, а по-настоящему прикипают к этой земле только те, кому близка красота без броских красок.

Пустых небес прозрачное стекло…
…И хода крестного торжественное пенье
Над Волховом, синеющим светло,

писала Анна Андреевна Ахматова больше ста лет назад.

Все пути в Великом Новгороде начинаются в кремле и возвращаются к нему. Поэтическое путешествие начнем здесь и мы, у памятника «Тысячелетие России». Где, как не здесь, вспомнить путь, который прошла российская культура (вместе с государством) от первых берестяных грамот до великих строк пушкинского «Евгения Онегина»:

Среди равнины полудикой
Он видит Новгород Великой.
Смирились площади: средь них
Мятежный колокол утих.
Но бродят тени великанов:
Завоеватель скандинав,
Законодатель Ярослав
С четою грозных Иоаннов;
И вкруг поникнувших церквей
Кипит народ минувших дней...

Среди деятелей культуры на памятнике — Ломоносов, Державин, Волков, Карамзин, Глинка, Брюллов, Бортнянский… Кто достоин быть увековеченным в памяти потомков в бронзе, обсуждали всей Россией несколько лет. Если ввести еще один фильтр, поэтический, останутся Ломоносов, Державин, Крылов, Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гнедич, Грибоедов... Не каждый из этих поэтов непосредственно связан с Новгородом, но каждый — неотъемлемая часть тысячелетней истории России… Наш рассказ протянет нить от легендарного героя новгородских былин Садко до тех, кто жил и творил в Новгороде после установки памятника «Тысячелетие России» в 1862 году.

Памятник «Тысячелетие России». Фото: Сергей Дмитриев.
Памятник «Тысячелетие России». Фото: Сергей Дмитриев.

Во время прогулки по Новгородскому кремлю мы вспомним героев, которые защищали древний город. Новгороду в годы Великой Отечественной войны посвящен целый ряд произведений поэта и фронтового корреспондента Всеволода Рождественского.

А о былинных героях этой земли поговорим, пройдя по густому Кремлевскому парку, у фонтана «Садко и царевна Волхова».

Самой удаленной точкой маршрута станет музей-усадьба Николая Алексеевича Некрасова «Чудовская Лука». Для поэта общение с жителями новгородской глубинки полностью соответствовало его поэтическому и общественному кредо «Я лиру посвятил народу своему…».

Адреса:

— Памятник «Тысячелетие России», Новгородский кремль, Великий Новгород (координаты: 58.521155, 31.275259)

— Софийский собор, Новгородский кремль, 15, Великий Новгород (координаты:58.522064, 31.276559)

— Фонтан «Садко и царевна Волхова», Кремлевский парк, 15, Великий Новгород (координаты: 58.524330, 31.275082)

— Музей-усадьба Н.А. Некрасова «Чудовская Лука», улица Косинова, 1, город Чудово, Новгородская область (координаты: 59.117362, 31.663495)

Длина маршрута:

Пешеходный маршрут в центре Великого Новгорода рассчитан на полтора часа неторопливой прогулки с остановками, ведь все достопримечательности сконцентрированы на территории кремля или около него. Его протяженность —около километра. До Чудова из Новгорода можно добраться на электричке (примерно час дороги, как раз на полпути между Петербургом и Новгородом) или на автомобиле (76 км).

Кому подходит:

Всем, кто любит историю.

-3

Эх, дорога фронтовая…

Точка на карте: Софийский собор, Новгородский кремль, 15, Великий Новгород (координаты: 58.522064, 31.276559)

Поэту Всеволоду Рождественскому мы обязаны образами Великого Новгорода времен Великой Отечественной войны. «Сегодня наши войска штурмом ворвались в Новгород. София цела. Какое счастье!» — писал поэт жене 20 января 1944 года.

Портрет из книги: «Всеволод Рождественский. Избранные стихи». Пересъемка Марии Ворнаковой/Комсомольская правда.
Портрет из книги: «Всеволод Рождественский. Избранные стихи». Пересъемка Марии Ворнаковой/Комсомольская правда.

Всеволод Рождественский прожил 82 года, пройдя весь путь русской поэзии XXвека. Родился в Царском Селе, жил в Петербурге/Ленинграде, а Новгородская земля была его малой родиной. В селе Ильинском под Тихвином у семьи был дом. На лесной Новгородчине, при слиянии рек Тихвинки и Сяси, среди десятка деревянных домиков погоста, по свидетельству поэта, стояла каменная церковь, построенная его прадедом. О поездке на малую родину он писал так: «Мы выезжаем на старый Новгородский тракт, обсаженный александровскими березками, синеющей холмистой далью перелесков, полей и заречных лесов. Деревни бегут за деревнями, старинные церквушки белеют то здесь, то там. И уже чувствуется впереди свежее дыхание древнего Волхова».

В глухих лесах, в Приладожье студеном,
Где древняя раскинулась земля,
Сиял он гордо золотом червленым
Над Волховом встающего Кремля.

К нему сходились, словно сестры, реки
Сквозь темные болота и леса,
Товар заморский «из варягов в греки»
Несли в ладьях тугие паруса.

Как богатырь в урочище пустынном,
Стоял он твердо — родины оплот,
И этот город в песнях «Господином
Великим Новгородом» звал народ,

отчеканил поэт в своем стихотворении «Господин Великий Новгород».

В годы войны Рождественский прошел этот путь вместе с частями Красной армии. Поэт участвовал в Великой Отечественной с первых ее дней. Сначала — в народном ополчении, затем был корреспондентом фронтовых газет… По признанию самого Рождественского, за четыре года, проведенные на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах, он «пережил едва ли не самый значительный период своего жизненного пути». 21 января 1944 года вместе с товарищами по 59-й армии Волховского фронта Всеволод Рождественский входил в освобожденный Новгород.

Стены Новгородского кремля. Фото: Сергей Дмитриев.
Стены Новгородского кремля. Фото: Сергей Дмитриев.

Освобождению Новгородской земли посвящена его книга «Шкатулка памяти». Военный корреспондент в свободные минуты делал заметки, из которых потом возникли новеллы. Открывается книга историей о том, как сберегли во время войны колокола Софийского собора — главного новгородского храма, возведенного в середине XI века. Соборные колокола не успели до прихода фашистов вывезти из города, и их утопили в Волхове, а после прихода наших войск достали. Новелла «Колокола Софии» заканчивается такими словами:

«Спутник нагнулся, поднял с морозной земли камешек и отрывисто стукнул им по медной крутизне. Слабый, но невыразимо приятный отзвук побежал по металлу. Он стукнул еще раз, и тонкая певучая нота расцвела и опала в настороженной тишине мягкого, заснеженного утра.

— Живет! — сказал он, улыбаясь. — Живет! Дышит!

И все, кто был кругом, улыбнулись тоже.

Мы поднимались по пригорку молча. Багряное солнце висело над одной из кремлевских башен. Вороны хлопотливо кружились над оголенными березами. А в чуть зеленоватом, просветлевшем небе, за израненной кремлевской стеной, спокойно и твердо, словно вырастая из земли, поднималась в снежной чистоте пятиглавая Новгородская София».

Звонница и купола Святой Софии солнечным апрельским утром. Фотобанк Лори.
Звонница и купола Святой Софии солнечным апрельским утром. Фотобанк Лори.

Когда вы будете легко, не замечая пространства, мчаться в высокоскоростной «Ласточке» из Питера в Новгород, вспомните поэта, который сражался за эту дорогу и прошел ее под пулями.

По следам былинного героя

Точка на карте: фонтан «Садко и царевна Волхова», Кремлевский парк, 15, Великий Новгород (координаты: 58.524330, 31.275082)

Среднестатистический зритель или читатель представляет себе сюжет былины «Садко» о приключениях на суше и в глубине вод бедного гусляра, ставшего заносчивым купцом, как крепкий микст оперы Римского-Корсакова, баллады Толстого, картины Репина, декораций и керамики Врубеля... Каждый из них нашел в былине что-то свое. Эпическое народное предание привлекало своей разноплановостью и многовариантностью: в нем есть глубокая основа и для музыки, и для стихотворчества, и для живописных полотен. Но дело было не только в этом… В те времена (вторая половина XIX– начало XXвека) просвещенная часть российского общества массово демонстрировало свой интерес к величественной истории нашей страны, ее уникальному прошлому. Публикуется двадцатидевятитомная «История России с древнейших времен до наших дней» Соловьева, в Московском университете Ключевский читает свой знаменитый курс лекций, составивший потом «Историю государства Российского». То, что ученые излагали в многотомных сочинениях, художники доносили до публики взмахом кисти или летучими четверостишиями:

Что пользы мне в том, что сокровищ полны
Подводные эти хоромы!
Увидеть бы мне хотя б зелень сосны,
Прилечь хоть на ворох соломы!

Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрып новгородской телеги!

писал, например, Алексей Константинович Толстой в балладе «Садко».

Алексей Константинович Толстой. Фотобанк Лори.
Алексей Константинович Толстой. Фотобанк Лори.

А сколько удивительных коллизий раскручивалось вокруг этого старинного предания! Например, прототипом новгородского купца на картине Ильи Репина стал другой великий русский живописец — Виктор Васнецов, саму работу выкупил будущий российский император Александр III, на тот момент великий князь, а Репину было пожаловано за нее звание академика.

Картина И.Е. Репина «Садко» в Русском музее, г. Санкт-Петербург. Фотобанк Лори.
Картина И.Е. Репина «Садко» в Русском музее, г. Санкт-Петербург. Фотобанк Лори.

Но вот императору Николаю II сказочный сюжет оперы Римского-Корсакова совершенно не понравился, и он самолично вычеркнул произведение из списка постановок Мариинского театра. И только частная опера мецената Саввы Морозова спасла «опальное» произведение, поставив его на своей сцене. Надо ли говорить, что премьера прошла с невероятным успехом!

Не обошлось и без откровенных казусов. Так, эскизы Михаила Врубеля по мотивам новгородских былин чуть было не стали поводом для дуэли между владельцем знаменитой фабрики по производству фарфора Матвеем Кузнецовым и другом Врубеля — художником Валентином Серовым. Только активное посредничество купца и мецената Ивана Морозова позволило избежать поединка, и мы теперь имеем возможность любоваться этими изумительными работами по эскизам великого мастера.

Кстати, хотя не только способы выражения, но даже и сюжеты всех этих произведений далеко не идентичны, в их основе лежит одна старинная новгородская былина, восходящая к еще более древней песне о новгородском купце Сотко Сытиниче, упоминаемом в новгородской летописи 1167 года.
Вообще, в творчестве многих народов мира есть различные вариации легенды о любви к морским девам. Былина «Садко» — редкий случай, когда история закончилась хорошо. Морской царь отпустил Садко и девушку Чернаву — а по сюжету оперы дочь свою царевну Волхову, — на землю. Но на земле, а именно в Кремлевском парке, фонтан «Садко и Волхова» появится несколько позже, только в 1978 году. До этого на том же месте стоял другой фонтан, в свое время увенчанный бюстом Сталина. Прославился нынешний объект парковой архитектуры еще и «хулиганским ракурсом». Со спины кажется, что Садко держит царевну за грудь, хотя это иллюзия. Между фигурами есть расстояние. Чем не точка для селфи! На самом деле в скульптурной группе фонтана «Садко и Волхова» изображен как раз момент танца на дне морском, предваряющего счастливое избавление влюбленных из подводного плена.

Фонтан «Садко и царевна Волхова». Фотобанк Лори.
Фонтан «Садко и царевна Волхова». Фотобанк Лори.

Правда, Алексей Константинович Толстой описывает этот эпизод по-другому:

Вот крики послышались там высоко:
То гибнут пловцы с кораблями...
Отчаянней бьет пятернями Садко,
Царь бешеней месит ногами;
Вприсядку понес его черт ходуном,
Он фыркает, пышет и дует,
Гремит плясовая, колеблется дом,
И море ревет и бушует...

К слову, Толстой счастливую любовную линию былины пропустил вообще. Основателю русского жанра хоррора (именно он написал повести «Семья вурдалака» и «Упырь»), такой поворот не подходил. Морской царь осерчал и вернул Садко в Новгород без избранницы.

Охота на счастье. Некрасов в Чудове

Точка на карте: Музей-усадьба Н.А. Некрасова «Чудовская Лука», улица Косинова, 1, город Чудово, Новгородская область (координаты: 59.117362, 31.663495)

Для Некрасова общение с жителями новгородской глубинки было исповеданием веры и источником вдохновения. Легко посвящать лиру абстрактным мученикам, совсем другое дело — всем сердцем воспринимать простые житейские истории и конкретные человеческие судьбы, преобразуя их. С Новгородчиной Николая Некрасова познакомили братья Панаевы, инженеры-путейцы, которые прокладывали в этих местах железную дорогу. «Дорога эта как будто нарочно пролегает через такие места, которые нужны только охотникам и более никому, – писал Некрасов Тургеневу. – Унылая сторона, населённая наполовину карелами, бедная и невероятно дикая, – но тем лучше для нашего брата – охотника; изобретение пороху ещё не проникло сюда, и единственная охота, употребительная здесь, – это на уток, посредством брюха. Мужик идёт по болоту и, завидев молодую утку, старается упасть на неё брюхом, что иногда и удаётся ему. Не думай, что я шучу. Я это сам видел».

Николай Алексеевич Некрасов. Фотобанк Лори.
Николай Алексеевич Некрасов. Фотобанк Лори.

Усадьбу «Чудовская Лука» Некрасов купил в 1871 году. В этот охотничий домик он приезжал отдыхать от насыщенной жизни в Петербурге. Здесь поэту хорошо работалось. В Петербурге — дела, редактура, борьба, здесь – творчество. У поэта есть даже целый цикл стихов, который называется «Чудовским». Именно здесь он написал «Элегию» со знаменитыми строками:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

И далее:

…Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил— и сердцем я спокоен…

В 1876 году Некрасов посетил Чудово в последний раз, уже тяжело больным. Он надеялся закончить произведение всей своей жизни, над которым работал десять лет, — поэму «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов поделился замыслом поэмы с писателем Глебом Успенским, когда тот навестил друга в Чудове. Поэт горел идеей показать всех россиян: от высочайших чиновников до самых бедных крестьян. В поисках счастливого человека мужики должны были обойти страну, повстречаться и с царем, и с министром, с купцом, помещиками, с другими крестьянами… Самым «счастливым» автор намеревался сделать пьяницу, встречаемого ходоками в кабаке. Но в итоге такой финал поэта все же не устроил. Поэму завершает песня Гриши с говорящей фамилией Добросклонов.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!

Музей-усадьба Некрасова «Чудовская Лука» был открыт в 1971 году, через 100 лет после покупки ее поэтом. В небольшом доме восстановили спальню и кабинет Некрасова с выходом прямо в сад, комнату его жены Зинаиды, гостиную и столовую. В гостях у Некрасова бывали Салтыков-Щедрин, Успенский, Плещеев, литературный критик Михайловский. Часто и подолгу гостили родные братья поэта Фёдор, Константин и сестра Анна.

Дом-музей Н.А. Некрасова в Чудове. Фотобанк Лори.
Дом-музей Н.А. Некрасова в Чудове. Фотобанк Лори.

К 150-летию со дня рождения поэта рядом с домом был установлен памятник Некрасову и его любимой собаке, пойнтеру Кадо. К 200-летнему юбилею музейный комплекс модернизировали, обновили экспозицию. Тот, кто хорошо представляет себе климат и природу северо-запада России, знает, что посещать эти места лучше, наверное, летом. Однако именно в начале зимы в музее-усадьбе «Чудовская Лука» проходят Некрасовские чтения, приуроченные к дню рождения поэта 10 декабря. Традиции уже много лет, но она не прерывается и сейчас, согревая наши сердца в любую непогоду.

Что почитать:

Алексей Толстой (1817—1875)

«Садко»

Николай Некрасов (1821—1878)

«Кому на Руси жить хорошо», стихи «чудовского цикла»

Всеволод Рождественский (1895—1977)

«Господин Великий Новгород», «Шкатулка памяти»

Аудиогид по маршруту

С аудиогидами удобно путешествовать: их можно слушать во время прогулки. Ловите вдохновение и путешествуйте с русскими поэтами!

Господин Великий Новгород. Место силы

Эх, дорога фронтовая…

По следам былинного героя

Охота на счастье. Некрасов в Чудове