Ух ты, какое интересное интервью провела Елена Вайцеховская с олимпийской чемпионкой по биатлону, 4-кратной ЧМ Альбиной Ахатовой. "RT на русском" публикует его, и я не могу не поделиться с вами главными моментами:
Нет, речь совсем не о прошлом Ахатовой в качестве спортсменки. Оказывается (я не знал, извините, если что), она в своё время стала мастером по изготовлению ложа винтовок для биатлона.
Успела сделать их множество для наших известных биатлонистов и биатлонисток. В том числе для Антона Шипулина, Светланы Слепцовой, Эдуарда Латыпова.
А начинала сама для себя ещё будучи действующей спортсменкой. Научилась идеально подгонять оружие под антропометрию человека. В том числе рукоятку и так называемый "шампиньон" (деревянный передвижной упор для левой руки у целевой винтовки).
Но это я к тому, что Альбина стала в стрельбе просто докой. Как же она интересно рассказала о связи пули со стволом... Вот ощутите сами:
"Когда пуля вылетает из канала ствола, на неё продолжают воздействовать пороховые газы и сообщают ей дополнительную скорость.
В баллистике это называется период последствия газов. Максимальной скорости пуля достигает в конце этого периода на расстоянии нескольких десятков сантиметров от дульного среза ствола.
То есть на расстоянии до 30 см пуля ещё соединена с винтовкой хвостом пороховых газов".
И что это значит? А вот что:
"Если спортсмен, обработав спуск, продолжает по инерции вести ствол или раньше времени скинет мышечное напряжение, например в плече, или рано уберёт руку с пистолетной рукоятки, чтобы быстрее перезарядить оружие, в тот момент, когда пуля ещё связана с винтовкой хвостом пороховых газов, он поменяет угол вылета и траекторию полёта, а это, как правило, приводит к промаху".
Вот те на. Кто бы мог подумать, что очень важно уметь "проводить пулю".
Этот момент надо прочувствовать, и научиться может помочь работа с быстрыми и медленными пулями. Да, и такие бывают.
Медленные - это которые тяжёлее и у них начальная скорость вылета ниже. К примеру бывает патрон "Биатлон", а быстрый: Lapua, такие названия.
"Чем выше скорость вылета пули, тем более длинный хвост пороховых газов.Соответственно, Lapua более чувствителен к мышечным колебаниям и ветру.
Иначе говоря, не прощает ошибок спортсмена. А вот когда работаешь с более медленным патроном и в момент обработки спуска видишь, что концентрические окружности сместились, у тебя есть возможность мышечным усилием выровнять прицеливание, пока пуля ещё соединена со стволом пороховыми газами и отправить её в десятку.
С патроном «Биатлон» я реально успевала это сделать. Помню, кайфовала от ощущения, что могу управлять пулей".
Ну и почему, спрашивается, Альбина Ахатова не тренирует наших мазил? Ах их тренирует её муж... Максим Максимов, который в группе Юрия Каминского. Угу, ну и "здорово" они там все стреляют под его, Максима, руководством.
Он, Максимов, как раз является тренером по стрельбе. От него год назад и сбежали Карим Халили и Даниил Серохвостов. Правда, лучше от этого они стрелять не стали. Но не в этом даже дело.
А в том, что Эдик-то, который остался, кажется, исправил свою ужасную "стойку". Благодаря Максимову?
А здесь вопрос "?":
Вспоминаю в том же интервью, как Альбина про мужа рассказала..., что он тренировал команду ЯНАО, выведя её на приличный уровень. При этом занимался всеми аспектами подготовки спортсменов. Но конкретно опыта стрелковой у него не было:
"Если посмотреть на книги, которые стоят в моём шкафу, там можно найти всё, что касается стрельбы. А на полках у Макса сплошная литература по теории и методике физической культуры, функциональная подготовка, периодизация нагрузок, силовая подготовка. Когда мужу предложили работать со сборной стрелковым тренером, ему, конечно, пришлось много чего навёрстывать".
Так вот где "собака порылась", вы поняли? Я - да. Наверняка не без помощи Албины здесь обошлось. Подсказала и указала на ошибки Эдика Ахатова Максиму, над чем надо поработать. Тем более, что с ложами винтовочными сама она уже Эдику помогла.
Ой, как же мне после этого хочется увидеть Альбину тренером наших неумех стрелять. Конечно, семья, дети, о чём она говорила:
Но и рассказала, что только летом имеет возможность заняться любимым делом: (к вопросу о тренерской деятельности):
"Это очень сложный вопрос. Я в первую очередь мама, у меня двое деток, поэтому возможности немного ограничены. Чтобы вести команду, нужно постоянно в ней находиться. Я же могу полноценно работать в качестве стрелкового тренера только в летний подготовительный период...
На самом деле, работать тренером мне нравится. О стрельбе, ложевых конструкциях, изготовках я могу рассказывать бесконечно".
Так хотя бы летом...
И ещё знаете, какая же Ахатова крутая? Из её рассказа поймёте:
"Работая со спортсменами, поняла, что могу сделать правильное ложе, подогнать идеальную изготовку, поставить навык точной стрельбы — но что делать с психологией стрельбы?
Вот и заинтересовалась спортивной психологией и нейролингвистической психотерапией — изучаю эту тему уже пятый год. Бывает, спортсмен сильно волнуется перед стартом или даже заболевает.
Боится допустить промах, зависает на четвёртом, на пятом выстреле из-за того, что не может обработать спуск, отказывается бежать эстафетную гонку. С подобными паттернами можно эффективно работать":
Слов нет, Ахатова - тот человек, который может и должен работать во благо российского биатлона. С её помощью было бы гораздо проще изменить мнение главного тренера сборной Павла Ростовцева, которым он поделился с "Чемпионатом":
"Я думаю, что с такой стрельбой нам ловить на международной арене нечего".
Зато с такой Ахатовой можно даже пулями управлять, как вам такое?
Делитесь своими соображениями и впечатлениями, ставьте лайки👍и непременно подписывайтесь. Это канал: "Эмоции в спорте".