Найти в Дзене
Быстрый ветер

Python. Урок 2. Команда input(). Переменные.

Оглавление

Привет, друг. В прошлый раз мы разобрали команду print(), а на этом уроке узнаем еще одну - input(), а также начнем изучать переменные.

input

Суть команды

Команда input нужна, чтобы «принимать» значения с клавиатуры. Компьютер сам запросит данные, и пользователь должен будет сам ввести их с клавиатуры. Без использования дополнительных функций значения, введенные пользователем, примут формат string, даже если пользователь введет цифры.

Комментарий ко вводу

Как вы видели в предыдущей ситуации, программа ничего не «спрашивала» у пользователя, а просто ждала ввода данных. Сейчас мы с вами сможем создать комментарий, чтобы пользователь ввел как-бы ответ на него. Для этого укажем его в скобках. Помните, что если комментарием будут не цифры (форматы integer и float), а буквы (формат string), то их надо взять в кавычки.

Помните, что содержимое скобок ни на что в программе не влияет, это просто пояснение для человека!

Переменные

Общая информация о переменных

На этом основано все. Как Вы видели до этого, программа просто выводила (функцией print) готовые данные. Переменные нужны для того, чтобы программа запомнила какие-либо данные, например число или строку.

Переменная - место хранения в паре с соответствующим символическим именем
Значение переменной - некоторое известное или неизвестное количество информации, содержащееся в переменной

Создадим нашу первую переменную:

Создание переменной

Чтобы записать переменную, сначала нужно дать ей имя. Разумеется, разные переменные нельзя называть одним и тем же именем. Ниже мы узнаем, как можно называть переменные, сейчас для примера используем английские буквы a и b.

В начале новой строки запишите название переменной. Дальше поставьте знак «равно» (если Вам будет удобнее, можете выделить пробелами). После этого знака напишите значение переменной. На нашем уровне это может быть какое-то число или набор символов, выделенных кавычками.

Действия с переменной

После этого вы можете выполнять какие-то действия с этими переменными.

Замечу, что хоть a и b это буквы, но они категорически не принадлежат данным формата string, и нельзя брать их в кавычки. Это названия переменных, они не принадлежат никакими форматам.

Название переменной

Далеко не каждый набор символов можно использовать как название переменной. Оно может состоять из любого количества символов, но только если это:

  • Маленькие латинские буквы
  • Заглавные латинские буквы
  • Цифры
  • Нижнее подчеркивание

Вы не можете использовать русские буквы, какие-либо знаки препинания (кроме нижнего подчеркивания), пробелы и т.д.. Также важно, что первым символом названия переменной не может быть цифра или нижнее подчеркивание. Привожу примеры названий переменной:

  • a
  • b14
  • h_42nb
  • oucsgdbn__bnrbjcns777nlblsob
  • x

Внимание: переменную нельзя называть зарезервированными именами python, то есть сочетаниями символов, которые уже используются для обозначения каких-нибудь команд или чего-то еще, например: print, str и т.д..

Переменная, вводящаяся с клавиатуры

Итак, в этом уроке мы уже узнали про переменные и команду input. В прошлом примере мы присваивали значение переменной способом «a=4», ну или любое значение. Используя команду input, мы можем сделать так, чтобы значение переменной устанавливал пользователь. Для этого создадим переменную (напишем имя), поставим знак «равно», а потом напишем input().

Итак, в нашей программе компьютер будет запрашивать значение переменной у человека, а потом выводить его на экран.

Работа с введенной переменной

Напишем несложную программу:

a=input('Введите число: ')
print(a+1)

По логике, если я, например, введу число 6, то программа должна ответить мне 7. Но вспомним, что значение, которое принимает команда input, становится строкой (см. начало статьи), то есть форматом string, а прибавить число к строке компьютер не может, и тогда выдаст ошибку.

Вспомним, что мы можем управлять типами данных: в данном случае нам нужны int и str. Эти слова мы можем использовать в программе. Если у нас, допустим, есть какая-то переменная x='5', то она записана в формате string. Введем некую переменную y и напишем следующий код:

x='5'
y=int(5)

Теперь и x, и y - это переменные со значением 5, но в x - это формат string, а в y - integer. Теперь к переменной y мы можем прибавить 1 или любое другое число, а к переменной x - не можем.

Используем эту возможность в нашей программе:

Ура, все работает!
Ура, все работает!

Правда, если пользователь введет какие-то буквы или знаки препинания, то компьютер вновь не сможет записать это в формате integer и вновь выдаст ошибку. Но эту проблему мы решим на следующих уроках!)

На этом уроке мы узнали о функции input, которая позволяет вводить данные с клавиатуры, а также научились создавать несложные переменные, что является необходимым для дальнейшего обучения. Читайте следующие уроки и узнавайте больше о python, до встречи!)