Есть у меня читатели, которые упорно не принимают мою определённую гражданскую позицию. За её жесткость, за её НЕ мирную логику, скажем так (в значении - логику НЕ мирного времени).
Казалось бы: ну не принимают - и ладно. Я спокойно отношусь к этому непринятию.
Однако некоторым из моих читателей недостаточно просто НЕ принимать. Им хочется (не знаю, из каких причин) обязательно доказать мне, что я перегибаю палку, что так нельзя, а главное - что «с возрастом вы обязательно измените свою точку зрения». Хотя никто не знает, что будет завтра-то, не говоря уже о каком-то таком возрасте, о котором говорится в подобном контексте.
В основном, перегибы у меня находят в том случае, когда я высказываюсь о поступках части наших сограждан в оценочном ключе. Когда я критикую, скажем, самокатчиков из Верхнего Ларса (я так понимаю, наименование за этими людьми закрепилось навсегда?) - или упорно, втридорога и в облет через Антарктиду, едущих в Европу туристов. Есть люди, которые обязательно мне напишут (причем некоторые даже в личных сообщениях): мол, вы не правы, «вы не Бог, чтобы судить кого бы то ни было».
Вот это вот «вы не Бог, чтобы судить» - это одно из самых, в моём понимании, неумных выражений, которое я постоянно слышу (=читаю) от людей, произносящих (=пишущих) его с умным видом и, что называется, на постных щах.
Хочется сказать: друзья мои, а вы в курсе, ЧТО это означает, когда «Бог судит»? Вы думаете, что это означает, что Бог кого-то покритикует? Мда… Если бы! Если бы, как говорится…
Божий суд - это часто судьба. В лучшем случае - испытание. А критика со стороны частного лица, например меня, - ну какое это «вы не Бог, чтобы судить». При чём здесь суд Божий? Это вполне себе субъективная, человеческая оценка человеческого же поступка. При этом те, кто оправдывает тех же самокатчиков или евротуристов, - они как-то упускают из виду, что своим оправданием дают поступкам этих людей точно такую же оценку, как и моя, только с другим знаком. То есть они тоже, получается, «не Бог, чтобы судить»? Странно, я так полагаю.
С туристами, упорно продолжающими выполнять драконовские условия получения шенгенских виз, вообще забавно порой выходит. Мне пишут: мол, почему это желание путешествовать приравнивается вами к предательству Родины? Ну то есть берут только тезис, выдергивают его из контекста - и на этом основании делают из меня чудовище, желающее запереть всех невинных туристов в клетке.
И бесполезно объяснять таким людям, что в 1941м году тоже, увы, туристам из СССР было не до путешествий, особенно в Германию. Да и в Италию. И в Испанию. И много ещё куда. И дело было не в желании туриста (в желании как таковом нет ничего плохого) и не в Европе. Просто время было такое. Война была. Мужики на фронте воевали. Сограждан наших убивали. Ну вот такое, да, было время. И сейчас оно такое.
Иногда, представьте себе, личное желание - само по себе, может, и неплохое - становится преступным, будучи поставленным в определенный исторический контекст. Примеров этому масса. Выйти замуж - хорошо. Выйти замуж за убийцу своих родителей - неприемлемо. Купить платье - отлично. Купить платье, которое украли у кого-то и продают тебе под полой, - неприемлемо. Вроде бы действие-то одно и то же и - само по себе - вполне мирное. Но, поставленное в определённый контекст, оно порой обретает совершенно иной смысл. И иную оценку.
То же самое и с желанием путешествовать. Само по себе это желание прекрасно. Однако если ты путешествуешь в тот момент, когда наши мужики на фронте воюют и умирают, а главное - путешествуешь непременно там, откуда - в том числе - тоннами идёт то самое оружие, из-за которого наши мужики на фронте умирают, - это уже не просто путешествие. Как бы ты ни хотел думать об этом иначе.
Некоторые говорят: ой, ну вы что, всерьёз полагаете, что мои деньги, которые я трачу в Европе, идут на вооружение ВСУ? Для меня достаточно, что они идут в европейский бюджет. В котором теперь уже заложена отдельная статья, касающаяся военной техники и БК для ВСУ. А куда пойдут деньги этого самого нерадивого туриста - на БК или на латание дыр, образовавшихся в бюджете из-за БК для ВСУ, - это всё детали. Не меняющие целостной картины. Украинское противостояние нашим мужикам подкармливают европейские деньги. Поэтому любые денежные потоки, привнесённые в бюджет спонсирующей ВСУ стороны, длят это противостояние. И, соответственно, умножают жертвы среди наших бойцов. Есть вынужденные случаи. И на государственном уровне - и на частном. Но их с каждым днем всё меньше и меньше. А туризм я и изначально не причисляла к случаям вынужденным.
Еще одну любопытную мысль в том или ином виде я постоянно получаю от некоторых читателей. Если кратко, то «зря вы так про европейцев, они не все такие, как их правительства». Все или не все - это ведь не столь важно. Они же выбрали свои правительства (там же демократия, верно? значит, выбрали большинством), а значит, их правительства выражают настрой большинства. Извините меня, даже если большинство - это 51 процент (а оставшиеся 49 процентов не такие), то политика страны будет определяться именно тем правительством, которое выбрано 51 процентом. Большинством. Это и есть демократический процесс. Поэтому рассказ о том, что «не все там такие», - это какие-то антидемократические мысли. А иначе вопрос: за что «русские европейцы», собственно говоря, борются-то?..
Подводя итоги своих высказываний, скажу то, что говорила уже не раз. Когда идут военные действия, логика мирной жизни отступает. Уходят полутона, выбор становится более жестким (но зато иногда и более простым). В конечном итоге, этот выбор - во время ведения боевых действий - всегда будет сводиться к вопросу: в чьём ты окопе?
Ни в чьём? Тогда ты вообще не при делах, ты - третья сторона. Тогда просто отойди. Потому что если не отойдёшь, то для тех людей, кто тут, на нашей стороне, - будет достаточно того факта, что ты НЕ В НАШЕМ окопе…