Финляндия решила, что, разорвав отношения с Российской Федерацией, может беспрепятственно присвоить себе чужое имущество. Началось с элементарного воровства. Финская сторона подумала, что бывшего партнёра не убудет, если некоторая часть грузов вместе с вагонами (865 шт.) останется на территории Суоми.
Оператор финских железных дорог «VR Group» прикидывал, как распорядиться чужой собственностью. Товары можно было бы загнать за полцены, сам оператор их не покупал, поэтому мог не переживать за возможные убытки.
Идею поддерживали не только на железных дорогах, она пришлась по вкусу даже правительству, во главе которого в качестве командира Санна Марин, известная веселыми вечеринками. Заблокированные еще год назад 280 тыс. тонн удобрений (санкции Евросоюза) так и застряли в портах. За политическими мотивами пряталось элементарное воровство.
Идея забыть о правилах торговли настолько понравилась участникам, что забыли о возможных последствиях. Возникло чувство вседозволенности, вслед за которым заблестели денежки, добытые одним из древних способов — на «большой дороге» промышляли самые разные охранники (разбойники, флибустьеры и другие владельцы длинных ножей и иного оружия скрытого ношения).
Финские: оператор железных дорог «VR Group» и агентство транспорта и связи «Traficcom» рассчитывали, что в Евросоюзе пойдут навстречу и поддержат идею обогатиться за счет чужой собственности. Но в Евросоюзе прикинули, что и так хватает разных заморочек с европейскими компаниями, которые надеются получить выплаты за свое имущество, застрявшее в России. Поэтому финнам порекомендовали не рассчитывать на поддержку. Лучшее, что они могут сделать в создавшейся ситуации — вернуть вагоны, нетронутыми и с сохранением всех грузов.
Что произошло на финской стороне, никто не рассказал. Там грустили. Снова и снова пересчитывали упущенную выгоду. Некоторые участники под будущую прибыль успели взять кредиты, а теперь переживали, что отдавать нечем.
Ответная угроза от Российских железных дорог, поэтому с финской стороны стали спрашивать, кто оплатит хранение вагонов и грузов в течение года. Они немного забыли, что арест имущества, а, соответственно, и обязанности за сохранность всего имущества ложится на лицо (таким может быть не только физическое, но и юридическое), которое взяло на себя ответственность временного хранения.
Финская сторона понесла убытки, и теперь ищет, кто компенсирует их затраты.
Пришлось финнам самим изыскивать пути компенсации затрат. На 4 мая 2023 г. ответчик по данному делу вернул 80 % от задержанных грузов и вагонов. Возвращают, не издавая ни звука. Хранят молчание. Хмурые люди на границе перегоняют вагоны. Им нечего сказать.
В обратном направлении поезда не пускают. Ни уголь, ни нефть, ни даже лес не едут на финскую строну. Деревообрабатывающие и нефтеперерабатывающие заводы остановились.
Еще одно печальное известие для финского оператора «VR Group» должен забыть о собственных филиалах на территории Российской Федерации. Им нечего возить от нас, поэтому филиалы закрыты, а финские граждане (около 7500 чел.), служившие в них, вернулись домой. Теперь они занимают очередь на бирже труда. Безработица в Финляндии растет не по дням, а по часам.
Но финнов порадовали, им везут уголь из Австралии и Южной Африки, а США везет свой СПГ. Новое будущее уже началось.