Торжественная Церемония Награждения прошла 3 апреля в ЦДЛ. Конкурсный сезон «Гипертекста» с призовым фондом свыше 4,5 миллионов рублей стал не только одним из самых масштабных и значимых проектов в области литературы и культуры в 2022 году, но и обрел статус международного события уже в первый год своего существования.
Большой зал ЦДЛ, 3 апреля 2023
Учредители премии: Президентский фонд культурных инициатив РФ, «Литературная газета».
Ведущие церемонии: Анна Чепенко, Роман Сорокин.
Церемония началась с минуты молчания. 2 апреля в Санкт-Петербурге в результате террористического акта погиб военкор Владлен Татарский (настоящее имя – Максим Фомин).
Открыл музыкальную часть церемонии «легенда русского джаза», музыкант Сергей Летов.
Ведущие церемонии рассказали, что об учреждении Всероссийской литературной премии «Гипертекст» было заявлено в мае 2022 года на Книжном салоне в Санкт-Петербурге. Премия носит имя А.Б. Чаковского.
Александр Борисович Чаковский – легендарный писатель и журналист, общественный деятель, военный корреспондент. Автор романов «Блокада», «Победа», «Нюрнбергские хроники». Возглавлял «Литературную газету» с 1962 по 1988 год. Именно при А.Б. Чаковском газета стала популярнейшим брендом и открыла трибуну для интеллектуалов разных творческих лагерей и политических взглядов.
Руководитель проекта премии «Гипертекст» Александр Чистяков подчеркнул, что понятие гипертекст – это больше чем текст. Он существует везде: на бумаге, в Интернете и в головах читателей. Это естественно подразумевает смешение стилей, жанров, взаимопроникновение искусств.
Оргкомитет премии побывал в командировках во всех Федеральных округах России, везде прошли встречи с писателями, произошло знакомство с молодыми литераторами. Размещено 40 видеороликов Премии, которые набрали более полумиллиона просмотров в Интернете.
А. Чистяков предложил начать с вручения бесспорной премии – «За вклад в литературный процесс». Награду вручил глава Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Владимир Григорьев.
Автор-лауреат начала свой творческий путь в Ленинградской консерватории, затем в Москве занялась литературой. Она написала много книг, писала сценарии к фильмам. Её полюбили все поколения россиян. Она влюбляла в себя всех писателей, режиссёров, сценаристов. Сохранила свой уникальный почерк. Её называли продолжателем чеховских традиций, русской Франсуазой Саган. Но она оставалась Викторией Токаревой.
В. Григорьев напомнил, что Виктория Самуиловна получила премию «Литературной газеты» в 1968 году. Прекрасно осознавать, что всё возвращается.
Виктория Самуиловна рассказала, что помнит «Литературную газету». Это был такой интеллектуальный центр. Чаковского звали Чак, его заместителя Сырокомского звали Сыр, а ещё был Тер-Акопян – Тер. Они делали прекрасную газету.
Чаковский не был большим писателем, но он был большим менеджером. Он набрал в газету лучшие, золотые перья. Там работали прекрасные журналисты, это был такой сгусток умов.
Газета выезжала иногда по стране. С концертами. В наукограды. Собирали большие залы. Это был период застоя, и люди жаждали слов справедливости и правды. Не очень их получая. Токареву публиковали на 16 полосе, где она развлекала читателей юмористическими рассказами. И ей не хотелось отбирать время у своих великих коллег. Она садилась в первый ряд и слушала, как говорят Анатолий Рубинов, Аркадий Ваксберг, Евгений Богат, и гордилась тем, что знает их. Благородные, умные, громадные личности.
Однажды по редакционному заданию «Литературной газеты» ездила в командировку, затем написала очерк. Тер сказал: «Какой интересный очерк написала эта весёлая и злая женщина, но мы его не напечатаем…». Это неважно. Важно, что ездила и что написала.
Чак курил только кубинские сигары, и этим всё сказано. Сыр шел по коридору широкий, мощный, прочный как танк, и было ясно, что ему нравится жить.
Много времени с тех пор прошло. Нет уже того здания редакции. Сегодняшнее здание редакции не хуже, а вроде даже лучше. И потому есть надежда, что будет свой Чак, будет свой Сыр, будут свои золотые перья и новая жизнь. Не может быть, чтобы она была хуже старой. Все, что потом, это всегда прекрасно. Вот так и надо думать!
Ведущие представили членов жюри Премии: Василий Авченко, Дмитрий Воденников, Игорь Волгин, Вадим Левенталь, Сергей Лукьяненко, Сергей Носов, Анна Ревякина, Сергей Чаковский, Сергей Филатов, председатель жюри – Максим Замшев. Призовой фонд премии 4 500 000 рублей.
Награду в номинации «Поэзия» вручил Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры г. Москвы, историк, искусствовед, автор многочисленных статей и монографий.
Серьёзная поэзия – это сложный для быстрого успеха жанр. За рифму браться и писать на сложные темы – очевидно обрекать себя на трудный путь к своей аудитории. Сегодняшний победитель оказался на этом пути очень успешен.
Сегодня, когда у нас трудная ситуация и во внешней политике, и внутри нашего общества, стихи победителя обрели особое звучание, особую мощь.
Сегодня перед нами один из людей, который долго шел, не сворачивая. Сейчас его голос на пике, звучит своевременно и громко. Многие ждут его новых произведений.
Награду получил поэт Влад Маленко (Москва), заслуженный деятель искусств России. Он подчеркнул, что стоять на этой сцене ответственно, как и такую премию получить. Книга «Море волнуется разное» посвящена памяти отца, Валерия Васильевича Маленко, он посвящает папе и эту награду.
Ещё одно священное имя для себя назвал: «… учителя моего дорогого, недавно перешедшего в стан вечных Учителей – Натальи Александровны Пластининой».
Номинация «Дебют» (часть первая).
Вручил награды заместитель начальника Управления президента РФ по общественным проектам Александр Журавский. Он уверен, что эпоха, в которую мы живём, открывает не только героев, которые сейчас борются с нацизмом на фронте, она формирует запрос общества и интерес к поэтическому слову, к поэтической метафоре. И поэтому мы вдруг узнаем тех, кого мы не знали ещё год тому назад.
Узнаем, что у нас есть прекрасная поэзия, что у нас есть поэтическое образное мышление, что у нас есть люди, которые ещё и совмещают служение литературе и службу военкора, что ответственно и опасно. Пример военкора Влада Татарского, который вчера погиб на творческой встрече, демонстрирует нам всю неотвратимость необходимости борьбы с нацизмом – и с помощью литературы, и военным путём, и идеологически. Награду получила поэт Анна Долгарёва (Донбасс) за сборник стихотворений «Вернись живой».
А. Долгарёва отметила, что эта награда – большая честь для неё. Долгое время она была далека от литературного процесса. В последние годы старшие товарищи начали как-то интегрировать её в профессиональную среду. Благодарна за денежную премию – половину премиальной суммы переведет на коптеры для фронта.
Прозаик Игорь Озёрский (Москва) получил награду за свой роман «Безымянные». И. Озерский рассказал, что бэкграунд его романа «Безымянные» – тема смерти. Однако это роман о жизни, которую каждый из нас проживает. Через призму смерти мы лучше видим жизнь. Все события, которые сейчас происходят, всё, что нас окружает, приоткрывает нам эту великую тайну.
Привёл цитату своего любимого писателя О. Уальда: «Художник – тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство».
Подчеркнул, что полученная награда принадлежит книге, а не автору.
В номинации «Проза» награду вручил заместитель председателя Московской городской Думы Степан Владимирович Орлов. Он уверен, что рождается новая премия, новый конкурс, который займет своё место среди самых влиятельных конкурсов Росси.
Книга – главное изобретение человеческой цивилизации за все 5 или 6 тысяч лет. Книга остается книгой несмотря на все новые технологии. Не можем представить свою жизнь без книги и без литературы. Пусть великая российская литература процветает и расцветает, дарит нам счастье погружения в самые интересные истории. Награждён Павел Крусанов (Санкт-Петербург) за книгу короткой прозы «Голуби».
Награды в номинации «Русский перевод» вручил Председатель Союза писателей России Николай Федорович Иванов.
Представил первого победителя Еремея Айпина (Ханты-Мансийск). Писатель создал двадцать книг и много лет он занимается поддержкой родного языка, продвижением и сохранениям культуры малых народов Севера, 20 лет депутат Ханты-Мансийской думы. Награда вручается Е. Айпину за роман «В поисках Первоземли» в авторском переводе.
Е. Айпин подчеркнул, что сегодня в нашем неспокойном мире мы все ищем опору, каждый человек, народ, страна, человечество в целом. Больше всего мы нуждаемся в приращении, в укреплении духовного фундамента нашего Отечества. Уверен, что премия «Гипертекст» послужит укреплению этих основ, без которых мы не можем жить.
Вторая премия в этой номинации вручается автору оригинала и переводчику. «Гипертекст» – единственная премия, где предусмотрена награда и для авторов, и для переводчиков. Эрдни Эльдышев (Элиста) – роман «Дети чёрных земель». Перевёл Александр Соловьёв (Элиста).
Э. Эльдышев поблагодарил редакцию «Литературной газеты» за то, что она является трибуной всех национальных авторов, в том числе публикуются многие произведения калмыцких писателей. Пожелал белой дороги «Литературной газете»!
Н.Ф. Иванов подытожил вручение номинации «Русский перевод»: «Поэт аула и Вселенной» Расул Гамзатов незадолго до ухода из жизни горевал, что как только перестали переводить поэтов, он перестал был поэтом Вселенной и вновь стал поэтом только своего аула.
Пусть же внимание к художественному переводу позволит нам всем стать поэтами пусть не Вселенной, но всей России точно!
Номинация «Дебют» (часть вторая), премии вручил Игорь Леонидович Волгин, профессор МГУ, поэт, прозаик, историк, телеведущий. Ему вспомнилась максима Козьмы Пруткова: «Поощрение так же необходимо настоящему таланту, как канифоль смычку». Любое поощрение писателя очень ценно. Сколь несчастны были Пушкин, Лермонтов, Достоевский, которые за всю жизнь не получили ни одной литературной премии. Это очень грустно. Премии вообще появились на рубеже XIX–XX веков.
Бунин получил Пушкинскую премию в 1903 году. В 1933 году он же получил Нобелевскую премию. Так что у любой премии начальной есть перспектива.
Литературные дебюты бывают разные. Бывают удачные, как «Бедные люди» Достоевского. Бывали и провальные дебюты: Гоголь с поэмой «Ганц Кюхельгартен» или Некрасов и его «Мечты и звуки».
Возможно, новая премия – свидетельство того, что мы вновь постепенно становимся литературоцентричной страной. Россия немыслима без слова. Внимание к слову сейчас слабеет. Это наша трагедия. Премия «Гипертекст» показывает, что не всё потеряно и что в России будущего литература вновь займет свое заслуженное место.
Гипертекст – это вся мировая литература, где всё со всем связано. Хорошо, что дебютанты не покладают пера несмотря на то, что общественное мнение не держит в фокусе литературу. Будем помнить, что у каждого литератора есть перспектива так или иначе пополнить мировую классику.
Награждены Анна Гурина (Москва), сборник прозы «Обратная сторона игры», Анастасия Сопикова (Воронеж), роман «Тоска по окраинам».
Награду за отсутствующую А. Сопикову получил редактор «РЕШ» Алексей Портнов. Рассказал, что в редакции очень ждут вторую книгу. Первая книга получилась блестящей. Одна из лучших книг 2022 года. Очень злая, очень умная, стилистически безупречная, очень о России. Воронеж 90-х, провинциальные местечки, атмосфера и воздух Петербурга...
Спасибо новой премии за патриотизм!
Полина Кондратенко (Гатчина), цикл стихотворений «Незабудки под ребром». Экспериментальная, интеллектуальная поэзия. Поэт поблагодарила за помощь авторскому голосу, которому бывает очень нелегко звучать на границе между уже сказанным и ещё не бывшим.
Победителей в номинации «Литературный блогер» наградили поэт Дмитрий Воденников и поэт и блогер Анна Ревякина.
Дм. Воденников напомнил, что поэзия была почти всегда. Проза была почти всегда. Критика была почти всегда. Но литературный блог – это абсолютно новая история. Это как бабочка вспорхнувшая непонятно откуда и летящая над нашими головами.
У Набокова в начале романа «Дар» в апреле 19.. года грузчики несут зеркальный шкаф. И в зеркальных створках отражается то небо, то здания, то серая мостовая, то снова небо. Блог – это странный «шкаф», который отражает нашу жизнь.
Наталья Суховейко (Томск) – канал на Яндекс. Дзене «чопочитать». Спасибо семье и детям за поддержку. Поддерживают и подписчики, которые обеспечивают очень интересную дискуссию.
Станислав Секретов, критик портала (Москва) – блог в ВКонтакте «Хорошие книги». Поделился, что лет 15 попадал то в лонг-, то шорт-лист, но побеждали всегда другие. И вот эта традиция нарушилась. Большое спасибо!
Дэви Наир (Москва) – канал на Яндекс. Дзене «Литпульс». Победительница поделилась, что очень волнующе стоять на этой сцене. Она – актриса по профессии, но уверена, что «литература – высший пилотаж».
Дм. Воденников прокомментировал: «Вы обратили внимание: Дэви сказала не волнительно (как говорят обычно – неправильно), а волнующе! Спасибо!».
Анна Ревякина считает, что все мы немного блогеры. Блоги ассоциируются у неё с письмами и дневниками литераторов прошлого. Когда писатель ведёт дневник, он понимает, что его будут читать, но не сейчас, в будущем. Блоги, каналы – это письма, во-первых, самому себе (мы возвращаемся к своим записям через время), а также письма людям из будущего.
Только у бумажной книги есть абсолютная возможность остаться во времени, сохраниться. Но и по блогам тоже будут сверять время, это тоже документ эпохи.
Сергей Ефимов (Канаш – Балашиха, Московская область) – телеграмм-канал «Сергей Orthodox».
Поначалу С. Ефимов думал, что блогеры – «вражеский» элемент для официальной литературы. Но вот «Литературная газета» учредила премию. Его убедили принять в ней участие. Вывод таков: «Это наша территория, весь мир – это наш мир. Мы обречены на победу. Мы – поколение победителей, мы наследники победителей...».
Подтвердил, что судейство было честным. И добавил, что ему приятно получить награду из рук человека, которого я читаю.
Иван Родионов, критик портала (Волгоградская область) – блог в ВКонтакте «сЧётчик»
Поблагодарил организаторов премии за память о А.Б. Чаковском. Говорят, что у нас плохо с жанром политического детектива, триллера. Как раз Чаковский написал двухтомник про Поттсдам. Этот роман называется «Победа». Но пасаран!
Председатель оргкомитета и жюри, поэт и писатель, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев завершил церемонию.
Первый сезон Премии завершен. Это было увлекательно, волнующе. Эту премию запомнили. Устроители верят в то, что она будет долгой.
Спасибо всем партнерам!
Будьте с нами, читайте «Литературную газету» – и на бумаге, и в интернете тоже можно.
Спасибо зрителям. Спасибо читателям. Без читателя нет писателей!
Поздравляем с наградой авторов и критиков портала «Печорин.нет»!
Автор статьи: Юлия Великанова.