Обласканный императорской властью, Эрнст Иоганн Бирон всю жизнь будто хотел только одного — расквитаться с теми, кто над ним насмехался во времена его молодости. И у него это получилось!
Как только Анна расправилась с “верховниками” и самодержавно воцарилась, императрица вызвала своего фаворита из Курляндии. Не прошло и пары месяцев, как Бирон стал обер-камергером её двора, “перескочив” одну ступень в петровской Табели о рангах. Ради него государыня даже сделала поправку в документ, чтобы фаворит теперь стоял в иерархии не ниже действительного тайного советника и генерал-аншефа. Заодним о получил ленту ордена Святого Александра Невского и высший орден империи — Святого Андрея Первозванного.
Придворные быстро поняли новую расстановку сил. Однако не так были нужны Бирону все эти титулы и ордена. Заветная мечта фаворита была стать герцогом Курляндским и Семигальским. Слишком долго он терпел усмешки в своей “нефомильности”: спесивое курляндское дворянство и слышать не хотело, чтобы отдать герцогство этому никому не известному дворянину. В течение нескольких лет курляндцы отказывались голосовать за Бирона, и пришлось приложить все усилия, чтобы мечта осуществилась.
Незадолго до воцарения вдовствующей уже более десяти лет Анне подыскали нового жениха. Им оказался Мориц, граф Саксонский, внебрачный сын польского короля Августа II. Красавец обаял Анну и весь курляндский двор, который в 1726 году избрал его своим герцогом. Но тут в дело вмешался всесильный Меншиков, который не потерпел бы какого-то саксонца на курляндском троне: Александр Данилович сам был не против заполучить заветное место. Дело дошло до международного скандала, Меншиков был отозван в Петербург, а Мориц бежал во Францию и стал там легендарным маршалом.
Именно тогда и приглянулся Анне молодой Бирон, который наблюдал за переходом курляндского престола из рук в руки. Скорее всего, фаворит смекнул, что так просто курляндцев не возьмёшь, и стал ждать. Наконец, в 1737 году в Митаву прибыл русский фельдмаршал Пётр Ласси, а вместе с ним несколько армейских полков. Ласси по-простому объяснил курляндцам перед выборами, что, если они не изберут Бирона, то отправятся всей гурьбой в Сибирь. К замку, где собрались дворяне, подтянулись солдаты. Курляндцы в этот раз оказались сговорчивее, чем десять лет назад.
После выборов Ласси отправил в Петербург гонца с известием, что курляндские дворяне единогласно избрали Бирона герцогом. Вероятно, радости фаворита не было предела, и он сразу же приказал придворному архитектору Растрелли построить в Руентале и Митаве новые дворцы, чтобы поселиться в них, когда отойдёт от дел. Мечта стала явью: после двадцатилетней ссылки при Елизавете Бирон вернулся в Курляндию, где тихо скончался в 1772 году.
Если вам понравилась статья, вы можете помочь нашему каналу небольшим донатом — перевести деньги по этой ссылке. Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на наш канал — это помогает нам писать ещё больше и интереснее.