Группа небольших текстов о пророссийской (и не только) политике на Украине.
***
Трагедия первого «президента» Одесской Народной Республики или южнорусская политика.
Валерий Кауров – одиозный общественный деятель и председатель одесской региональной организации «Единое Отечество». Он известен прежде всего тем, что в 2007 году придумал и возглавил акцию «Я говорю по-русски», которая смогла добиться регионального статуса для русского языка. Однако этим его деятельность не ограничивалась. Так, ещё в 2004 году Кауров был одним из лидеров антиоранжевых протестов в Одессе и помогал сторонникам Виктора Януковича с установкой палаточного лагеря.
Где-то в начале девяностых Кауров приходит к православию и становится активным прихожанином Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, а 10 сентября 2005 года на Учредительном съезде в Киеве избирается председателем «Союза Православных граждан Украины» (СПГУ).
Казалось бы, внушительный послужной список: председатель нескольких пророссийских организаций, человек, добившийся для русского языка регионального статуса, автор многочисленных антинатовских и антизападных высказываний. Что могло пойти не так? Но непостижима душа южнорусских политиков и на выборах городского головы Одессы в 2010 году Кауров решил поддержать Эдуарда Гурвица. Гурвиц - сторонник прозападного курса. В начале девяностых он активно сотрудничал с УНА-УНСО и поддерживал чеченских террористов. Предыдущий его срок запомнился проведением масштабных акций украинских националистов и их проникновением в городские структуры.
В то же время Кауров, в качестве руководителя рухнувшего кредитного союза «Украина», раскрутил активный пиар на проблемах вкладчиков, но решить их не мог. Всё это произошло на фоне его ссоры с Игорем Марковым, чей телеканал «АТВ» пикетировали активисты «Единого Отечества» за «неправильную» позицию по ситуации. Таким образом, раз за разом, пророссийских активистов сталкивали друг с другом за интересы местного бизнеса.
Апогей деятельности Каурова настал 21 апреля 2014 года, когда в эфире телеканала L!FE он заявил о создании Одесской народной республики с собой во главе. Активисты «Антимайдана» с Куликова поля такого жеста не оценили, обвинив Каурова в стремлении расколоть движение в угоду политическим противникам, прежде всего – Гурвицу. Практически никто из других лидеров, среди которых были Антон Давидченко, Егор Кваснюк и Денис Яцюк, его не поддержал.
Далее случилось 2 мая.
Кауров в это время уже находился в Москве, однако несколько раз заявлял, что поддерживал телефонную связь с активистами внутри Дома профсоюзов. На основании этого некоторые делают вывод, что его сторонники несут долю ответственности за развернувшуюся трагедию, так как, следуя неверным указаниям, фактически загнали других активистов в ловушку, хотя возможность отступить через ближайший парк была ещё до прибытия украинских боевиков.
Изучая историю пророссийских движений и их лидеров, невольно приходишь к мысли, что слишком много "одесских ларьков" было на пути к успеху. Поддержать откровенного врага на выборах, избраться в Верховную Раду от партии, которая через год инициирует твою посадку, устроить погром возле офиса одного из немногих пророссийских телеканалов потому, что ваши бизнес-интересы разошлись – это лишь малая часть приключений одесского, шире - украинского, политикума, платой за которые были и есть русские жизни.
***
«Боротьба».
Для меня настоящим удивлением стало активное участие левых в Русской весне. В то время я, как и многие, активно следил за Стрелковым и его попытками привнести в донбасское сопротивление белую эстетику и совершенно не замечал другую сторону подковы. А она была, особенно в Одессе и Харькове.
Наиболее яркой организацией являлась «Боротьба», которая состояла из бывших членов расколовшейся «Организации марксистов» и «Ленинского коммунистического союза молодёжи Украины», а по структуре и взглядам напоминала российский «Левый Фронт». Её региональные отделения были разбросаны по всей Украине, но наиболее крупным считалось харьковское.
Сторонники «Боротьбы» не приняли Евромайдан и активно помогали пророссийским восстаниям/ На многочисленных митингах они не отказывались от своего специфического набора лозунгов в стиле «за антиимпериалистическую борьбу масс!», чем очень раздражали более правые организации и Кургиняна. «Боротьбу» упрекали как в попытках слить протест, так и в провокаторстве, но они не занимались ни тем ни другим. 2 мая 2014 года активисты «Боротьбы» активно противостояли украинским националистам в Одессе, а Вячеслав Маркин и Андрей Бражевский погибли в пожаре Дома профсоюзов. Спустя 8 лет, в зоне СВО на стороне России, погибнет ещë один член «Боротьбы» Евгений Голышкин.
***
О разнице восприятия.
В 2005 году на территории России был воссоздан «Союз русского народа». К 2007 году, как и полагается любой политической организации, он рассыпался на шесть или семь частей. Разногласия между российскими отделениями не так интересны, а вот раскол между российскими и украинскими – самое то.
Дело происходило на фоне болотных протестов. Руководители отделов Союза русского народа на территории Украины выступили в поддержку президента Путина, а всех несогласных объявили пособниками ЦРУ и врагами России, в то время как Главный Совет в Москве поддержал протесты. В конечном итоге все переругались и взаимоисключили друг друга из организации.
Разница восприятия.
***
Русская весна в Харькове.
Считается, что переломным моментом в харьковском восстании была антитеррористическая операция. Украинские силовики заняли здание областной администрации, а протестующие пророссийские активисты не смогли еë отбить. Таким образом, просуществовавшая один день Харьковская Народная Республика пала. На самом деле, это уже финальный аккорд, а её судьба была предрешена ещё в конце февраля, когда не поддержавший Евромайдан мэр Кернес и председатель облгосадминистрации Добкин устроили закулисные переговоры с Коломойским и Януковичем.
Существует множество версий кто с кем и в какой последовательности переговаривался, но самая распространённая из них следующая: в январе 2014 года Кернес и Добкин привезли из Москвы проект Харьковской Народной Республики на случай падения правительства в Киеве. Но когда это произошло, то Коломойский предложил "больше" в обмен на отказ от институализации пророссийского восстания. Кернес согласился и всё - бывший противник Евромайдана поддержал новую власть. Он благополучно переизбрался мэром в октябре 2015 года, а Харьков превратился в кормовую базу украинских националистов.
***
Короткая заметка об украинских анархистах.
Любопытно, что, имея богатую историю на территории Украины, анархисты практически никак не проявили себя во время Евромайдана и далее. Их крупнейшая организация «Революционная конфедерация анархо-синдикалистов им. Махно» просто развалилась не придумав как действовать во время политического кризиса. По этому поводу хорошо написано в одной статье: «События Майдана были подобны ситуации, когда спецназ ворвался в твой дом и от тебя требуются решительные действия, а в твоём арсенале тексты панк-групп, веганство и книги столетней давности».
Но был один случай, когда анархисты решились таки выступить на стороне 'революции' и создать свою сотню. Далее произошла комедия и во время регистрации их поколотил и разогнал «Правый сектор». Комедия стала ещё смешнее, когда анархисты начали присоединяться к батальону «Азов».
С другой стороны, многие украинские националистические организации использовали и используют паттерны "вольницы Гуляйполя", что создаёт для классических анархистов варианты приспособления.
Да, с конца девяностых на Украине существует целая партия под названием «Союз анархистов» и, уже сильно после Евромайдана, они даже устраивали какие-то акции против Зеленского, но толку от этого было мало.
***
Николаев и Новороссия. Немного о том, как николаевские опередили Одессу.
22 февраля 2014 года - активисты Евромайдана сносят памятник Ленину на главной площади в Николаеве. В ответ на это русские люди самоорганизовываются и устанавливают палаточный лагерь для защиты другого мемориала – памятника героям-Ольшанцам. В лагере находится полевая кухня и урна для пожертвований, а на постаменте может выступить любой желающий.
В протест вовлекается всё больше и больше людей, сформирован «Народный фронт Николаева» во главе с активистом Константином Тистолом. 1 марта на митинг вышло несколько тысяч человек под лозунгами «Николаев – русский город», «Россия нам поможет!» и «Одесса, Николаев, Херсон!», который подразумевал объединение этих областей в отдельный субъект. Испугавшись, Николаевский окружной суд запретил проводить собрания в центре города, но остановить этот процесс не смог.
В середине марта «Народный фронт» организовывает референдум по двум вопросам: «Поддерживаете ли вы федеративное устройство Украины?» и «Поддерживаете ли вы создание федеративного округа Новороссия в составе Украины из Николаевской, Одесской и Херсонской областей?». Таким образом, николаевские активисты приступили к реализации Новороссии даже раньше, чем одесситы.
Всё это время сторонники Евромайдана не решались вступать в открытое противостояние, но 7 апреля, при содействии местной милиции, предприняли попытку зачистить лагерь у мемориала. Начались столкновения, полетели шумовые гранаты и петарды, зажглись шашки. «Народный фронт» решил форсировать события и взять под контроль Областную администрацию, но одновременно оборонять лагерь и штурмовать здание сил уже не хватило.
Пророссийское восстание в Николаеве было подавлено. К этому моменту из трёх новороссийских областей сопротивлялась только Одесса.