Восточная Европа - регион специфический. Географическое расположение постоянно вынуждало их тяготеть к чему-то более крупному то с одной, то с другой стороны. Сначала они входили в состав империй, а после двух мировых войн, хоть и получили независимость, служили своеобразным водоразделом между Западом и советской Россией.
После распада СССР к ним стал активно присматриваться Китай, так как страны региона располагаются на основных торговых маршрутах из КНР в более развитую Западную Европы. Так, в 2012 году по инициативе Пекина был создан так называемый механизм "17+1 (если быть точнее, то сначала их было 16, но позднее присоединилась Греция).
Китай полагал, что потенциал у Центральной и Восточной Европы огромный, не хватает только инвестиций в инфраструктуру. Страны ЦВЕ в свою очередь тоже ожидали волны китайских инвестиций и возможности диверсифицировать торговлю, направленную в основном на Запад.
Однако, разумеется, подобная "самостоятельность" встретила огромное сопротивление со стороны Брюсселя. Началась мощная информационная кампания. Основной посыл - Китай пытается проводить в Европе политику "разделяй и властвуй". Мол, если Восточная Европа будет связана более глубокими отношениями с Китаем, то блоку в целом будет сложно достичь согласия для противодействия "нежелательным китайским практикам".
В общем, стали разгонять страшилки о том, что данная стратегия выгодна только Китаю, который хочет проводить "агрессивную экспансию" и все в таком духе (от создателей "порабощения Россией Германии с помощью дешевого газа"). В одной стороны да, Пекин дает кредиты под инфраструктурные проекты, сам их строит на своих технологиях и своими специалистами. Однако, простите, где эти объекты располагаются и кем используются? Их защищенность обеспечивается как минимум их наличием на вашей территории.
Далее. Условная железная дорога, мост и прочее - это не оборудование, которое можно вырубить по щелчку пальца строящей его стороной. А вот как раз тот же Китай мог вполне оказаться "с носом", если бы вы начали как минимум - придумывать ему бюрократические препоны, а как максимум - взять да национализировать. Это раньше все думали, что в Европе свято чтят частную собственность. После 2022 года стало ясно, что закон - он кому надо закон.
Обвиняли Китай ещё и в том, что, мол, неравномерно как-то распределяются инвестиции. В Венгрию и Сербию - больше, а остальным - крохи со стола. Интересно, надо кому-то объяснять причину подобного дисбаланса?
В общем, так как "маленьких но гордых" убедили в том, что Китай им не нужен, то начался "парад суверенитетов". И лидерами процесса снова стали наши прибалтийские "тигрята". Так, Литва ещё в марте 2021 года ответственно заявила, что покидает "китайский империалистический проект". Про бодание Вильнюса с Пекином я уже как-то раз, кстати, писал. Они под крылом Вашингтона бессмертием похоже преисполнились.
Следом за Литвой последовали её сотоварищи - Эстония и Латвия, которые объявили о своём выходе уже в прошлом году. И вот буквально на днях глава МИД Чехии заявил о том, что формат окончательно прекратил свое существование. Сделал он это аккурат во время встречи с госсекретарем США Блинкеном:
Я поблагодарил США за их стратегическое лидерство в отношении Китая. Я заверил госсекретаря Блинкена, что мы готовы работать с ними в европейских рамках. У "14+1" нет ни сути, ни будущего
В общем, что тут и комментировать.
Тем временем сама Восточная Европа все глубже залезает в долги. Только в этом году ими уже занято порядка $32 млрд. Это втрое больше, чем за такой же период 2022 года. Впервые за многие годы Польша ($8,8 млрд), Румыния ($6,2 млрд) и Венгрия ($4,7 млрд) вошли в пятерку крупнейших заемщиков из развивающихся стран на зарубежных рынках. Следом идут Словакия ($3,7 млрд) и Словения ($3,1 млрд).
А могли бы сидеть на двух стульях и использовать поддержку Китая в своих интересах. Но нет.