Найти в Дзене
Ген Креативности

Синтетизм и Клуазонизм: что это за стили и в чем их отличия

Оглавление

Вы наверняка могли слышать про синтетизм и символизм, но мало кто слышал про клуазонизм.

Живописная композиция в стиле клуазонизма или синтетизма предполагала гармонию упрощенных форм, опирающихся на сеть четких линий и контуров, разделяющих цветовые поля.

Вместо того чтобы рисовать натуралистическое изображение наблюдаемой реальности, Поль Гоген и его последователи в Понт-Авене стремились создать искусство, которое сочетало бы (или синтезировало) изображаемый предмет с чувствами художника по поводу этого предмета и эстетикой линий, цвета и форм.

«Пейзаж у Ле Пульду», Поль Гоген, 1890 г.
«Пейзаж у Ле Пульду», Поль Гоген, 1890 г.

Клуазонизм

Находясь в Понт-Авене, Эмиль Бернар и Луи Анкетен разрабатывали новую технику живописи (а чуть позже к ним присоединяется и Поль Гоген). Она получила название «клуазонизм» (термин был введен критиком Эдуаром Дюжарденом в 1888 году).

-2

Бернар и Анкетин вдохновлялись средневековой техникой перегородчатой эмали, которая включала в себя четко очерченные контуры, разделяющие цветные поля.

В переводе с французского ''cloison'' означает «перегородка».
«Бретонки с зонтиками», Эмиль Бернар, 1892 г.
«Бретонки с зонтиками», Эмиль Бернар, 1892 г.
«Зеленый Христос», Поль Гоген, 1889 г.
«Зеленый Христос», Поль Гоген, 1889 г.

Художники стремились привнести эти принципы в свое творчество, благодаря которым картины выглядели как двухмерные окрашенные поверхности. Таким образом они хотели придать картине некую декоративность и дать возможность чистым цветам проявить себя в полной мере.

Характерные черты клуазонизма:

  • Широкие контуры
  • Упрощённая прорисовка изображаемых предметов
  • Минимальная проработка деталей
  • Практически полное отсутствие полутонов и цветовых переходов
  • Яркая цветовая палитра
«Рабочие», Эмиль Бернар
«Рабочие», Эмиль Бернар
«Девушка, читающая газету», Луи Анкетен, 1890 г.
«Девушка, читающая газету», Луи Анкетен, 1890 г.

Пуантилист Поль Синьяк также стал использовать эту технику в своих работах.

«Портрет Феликса Фенеона», Поль Синьяк, 1890 г.
«Портрет Феликса Фенеона», Поль Синьяк, 1890 г.

Синтетизм

Клуазонизм оказал огромное влияние на творчество Гогена, который также черпал вдохновение в очень популярных тогда японских ксилографиях.

Позже он стал говорить о синтезе, возникающем в процессе создания образа, в котором сочетаются объективные качества природных форм и личный опыт и переживания художника.

То есть синтез осуществлялся путем объединения материальных качеств определенной сцены с чувствами художника.
«Мужчина, собирающий плоды дерева», Поль Гоген
«Мужчина, собирающий плоды дерева», Поль Гоген

Гоген особенно подчеркивал ту часть творческого процесса, которая связана с воспоминаниями художника или эмоциями, которые он испытывал по отношению к определенной сцене или предмету.

Термин «синтетизм», от французского глагола synthétiser (синтезировать или объединять для получения нового сложного продукта), относится к постимпрессионистскому стилю живописи Поля Гогена, Эмиля Бернара, Луи Анкетена и художников, собравшихся в Понт-Авене в конце 1880-х — начале 1890-х годов.

Название «синтетизм» означало синтез (1) упрощенных форм и цветовых схем с (2) основной идеей или чувством для создания более смелого художественного высказывания.

«Видение после проповеди» Поля Гогена

Вероятно, самым известным произведением в стиле синтетизма является картина Поля Гогена «Видение после проповеди». Эта картина была создана в 1888 году в Понт-Авене и сочетает в себе все принципы этого направления.

«Видение после проповеди», Поль Гоген
«Видение после проповеди», Поль Гоген

Используя средства, характерные для синтетизма (подчеркнуто двухмерные плоские элементы изображения и контурирование), Гоген создал атмосферу мистического напряжения и пейзаж, дополненный религиозной символикой.

3. Отличия синтетизма от клуазонизма

Первое и главное отличие, которое стоит помнить, это то, что клуазонизм, в отличие от синтетизма не имел под собой идеологии, будучи больше новой техникой живописи.

Автопортрет с трубкой, Луи Анкетен (синтетизм)
Автопортрет с трубкой, Луи Анкетен (синтетизм)

Синтетизм, который эволюционировал из клуазонизма, имел под собой определенную идеологию: к эстетичности форм, линий, цветов и внешнему виду изображаемого предмета добавляются переживания художника.

Клуазонизм — это лишь живописная техника, а синтетизм - именно направление в живописи.

Художники-синтетисты постепенно отходят от использования четких контуров и зачастую на их работах сложно увидеть границы объектов.

Их картины написаны в радикальном, экспрессивном стиле, в котором формы и цвета намеренно искажены или упрощены.

«Талисман», Поль Серюзье (синтетизм)
«Талисман», Поль Серюзье (синтетизм)
«Авеню Клиши, Париж», Луи Анкетен (клуазонизм)
«Авеню Клиши, Париж», Луи Анкетен (клуазонизм)
Клуазонизм просуществовал крайне недолго, но повлиял на развитие синтетизма, символизма и кубизма.

Постаралась очень кратко рассказать вам об этих двух стилях в живописи. Надеюсь, вам было интересно!

Хотелось бы услышать ваше мнение в комментариях. Какая работа вам понравилась больше всего?

Читайте также на канале: