Современному обывателю слово "бечева" или "бичева", оба варианта верны, может показаться несколько странным, а может даже смешным. Однако в старое время эта крученая толстая веревка (канат) служила инструментом для тяги судов и плотов вдоль отведенных по берегам рек и других водных путей пространств земли называемых "бечевниками" или "бичевниками".
Отсюда получил свое название в прошлом крупный лесозаготовительный поселок, раскинутый на левобережье Моломы в среднем течении реки. В пору активной лесозаготовительной деятельности на Бечеве проживало более 1000 человек. Сегодня эта цифра сократилась до 30, а некогда развитый поселок превратился в деревянные развалины.
Выше по течению расположилось крупное, в прошлом, село Красное - малая родина моих предков, куда доводилось приезжать на летние каникулы и отпуска на отдых. Так и начались первые знакомства с рекой, переросшие впоследствии в культовый сплав, ставший кульминацией рыболовных баталий в окрестностях села и просто новой доброй традицией.
История Красного уходит истоками в 1686 год. В то время тяжелый крестьянский труд и активная духовная жизнь поднимали на безымянной земле целую плеяду цветущих деревень, часть из которых переросли в небольшое село. Уже в советские годы с развитием местного колхоза, соседнего лесопункта и сплавного участка Красное выросло до впечатляющих размеров. Строились дома, объекты соцкультбыта, появлялись новые рабочие места, расширялся досуг сельчан. До самой перестройки дела шли в гору, но последовавший кризис народного хозяйства поставил крест на процветании села.
Сейчас здесь мало что напоминает о тех славных годах.
Приступим к главному - началу сплава.
Старая церковь, заложенная ещё в 1827 году в ознаменование 15-й годовщины победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, служит непосредственным местом старта.
Менее чем в километре отсюда располагается историческая часть села - местечко под названием "Чемелино".
Около 1686 года в шести километрах ниже по течению была возведена первая церковь. Позднее было принято решение о её переносе сюда, на левый возвышенный берег, у деревни Селевской. Всё было готово к постройке, но незадолго до начала, согласно местным преданиям, икона, оставленная на горе, скатилась вниз к реке, а бревна, приправленные к берегу, поднялись выше по течению в район нынешнего месторасположения каменной церкви, куда и перенесли в итоге старый храм.
Чемелино - это своего рода визитная карточка Красного. Историческая и природная красота в купе. А также туманы, туманы, одним словом, великолепные туманы.
На повороте река упирается в возвышенность. Здесь на крутых склонах цветут зеленые ритмы берёз, елей и сосен.
Местечко Уползино названо в честь одноименной деревни, некогда стоявшей на левом берегу. Сейчас это глухая и малопосещаемая локация. Река здесь мелка. В теплую солнечную пору сквозь толщу воды проглядывает песчаное дно. И только богатая водная растительность у берегов привлекает в небольшие заводи речных хищников.
Почти на всем пути следования, в основном на песчаных косах, можно наблюдать следы диких животных.
Но застать последних вживую очень и очень непросто. При удачном стечении обстоятельств есть вероятность увидеть лося, лису или лесную куницу. Этих товарищей здесь хватает.
Значительно ниже Уползино находятся Александровские кривули. В этом месте Молома делает два крутых изгиба. Когда-то они приносили немало головной боли сплавщикам леса. Ещё в 2019 году местные угодья использовались под пастбище для колхозных коров. Вся трава на лугах была замята и объедена. И можно было с легкостью пробежать под несколько сотен метров в любую сторону, не встретив особых препятствий. Однако спустя год, на момент сплава, всё оказалось заброшено и некогда вольные луга отныне покрыты высокой непролазной стеной бурьяна.
Да, кривули - это ещё и отличная остановка на чай или ночлег. Просторные песчаные косы с видом на крутые обрывистые берега тому яркое подтверждение.
Белки тоже умеют плавать.
А впереди типичный Моломский плёс. Невысокие, заросшие травой, кустарником и деревьями, берега.
Ближе к деревням Содомовы и Касьяновы в завершении плёсов они поочередно повышаются.
Несмотря на свиду рыбные места, рыбалка здесь не очень продуктивна, но это с лихвой окупается красой окрестной природы.
В Касьяновых имеются даже импровизированные качели, вероятно, труд, приезжающих сюда на промысел, охотников.
В былые годы рядом с селением проходила граница между Вятской и Вологодской губерниями, и пролегал сухопутный торговый путь из Орлова в Устюг.
В деревне имелась часовня во имя Архистратига Михаила и Святых Космы и Дамиана, устроенная у перевоза через Молому. В позднее время действовал колхоз "Свет". На полях выращивались сельскохозяйственные культуры, преимущественно - картофель и лен. С приходом нового тысячелетия деревня полностью опустела, а оставшиеся руины домов, как свидетели прошлого, лишь на миг сохранили память о старине.
После Касьяновых река становится ещё тише. Впереди километры таежной глуши.
Вторая половина августа на Моломе - период, когда наступают первые стабильные заморозки. Температура в ночное время может легко опускаться ниже 0°C. И конечно это совсем не июль месяц, в котором можно рассчитывать на теплую солнечную погоду. В августе она сильно переменчива.
Наконец за чередой речных поворотов показывается оборванная линия электропередач. Отсюда следует путь к бывшему лесозаготовительному поселку.
Чернорецкий лесопункт был образован в 30-х годах на базе одноименного селения. Становление нового предприятия пришлось на тяжелые предвоенные, военные и послевоенные годы. В этот период на лесопункте велась бесперебойная работа для нужд государства и фронта. После Победы и восстановления народного хозяйства производственные процессы на заготовке леса стали механизироваться, значительно облегчив тяжелый ручной труд.
К 70-м годам лесопункт перерос в полноценный рабочий поселок. Здесь проживало свыше 400 человек. Выработка на производстве доходила до 80 тысяч кубометров древесины в год. Работа находилась для всех - для местных и приезжих бригад с Украины и Молдавии.
Однако уже в те годы лесозаготовительная отрасль испытывала нехватку сырьевых ресурсов вблизи рабочих поселков. Заготовка велась всё в более отдаленных и труднодоступных районах. Нередко вахтовым методом.
Лесовосстановительные работы в производимых масштабах не могли в корне поменять ситуацию к лучшему.
И всё же до самого развала Союза жизнь в этом маленьком таёжном уголке кипела.
Однако за последующие 30 лет многое изменилось. Так, например, поселок стал призраком.
Было время, когда стены местного клуба заливались душевными голосами сельчан, исполнявшими народные песни под гармонь во время праздничных концертов.
Что они слышат теперь...
От Чернорецкого по Моломе тянутся протяженные плёсы. В сезон малой воды течение на них почти останавливается. Если в верха задувает ветер, то плыть по ним на веслах становится одним большим "удовольствием".
После устья Шубрюга на повороте в конце плёса высится еловый мыс.
Здесь в былые годы стояло небольшое село Порели. Его история началась в далеком 1669 году с постройки первого деревянного храма. За два с половиной века Порели стало духовным и образовательным центром местной округи, объединив в начале 20-го столетия около 3500 прихожан. Уже на заре существования с переводом местной школы в соседнюю деревню, село объявили неперспективным и жители стали покидать родную землю.
В наши дни единственным напоминанием о прошлом села служит монументальный каменный храм, построенный в 1893 году.
Закатный час в Порели - прекрасное зрелище. Особенно с высоты птичьего полета.
Русло Моломы в этих местах становится несколько глубже, а потому хищная рыба дает о себе знать.
Здесь можно попытать счастье и поймать увесистого голавля, язя или жереха.
А можно взахлёб насладиться первозданной тайгой.
Или капризами августа.
После Порели и соседних полузаброшенных деревень Молома упирается в деревянный понтонный мост.
Это проводник к ещё одному лесозаготовительному поселку - Ивановке. Здесь, также как и в Чернорецком, своя очень похожая история.
Однако главное их отличие в том, что в Ивановке до сих пор живут люди и даже сохранились небольшие лесные производства.
Улицы поселка выглядят очень ухоженно. Видна забота о родном доме со стороны местных жителей.
Начиная с Ивановского плёса Молома заметно расширяется. Меняются масштабы реки.
На протяженных песчаных косах можно с комфортом остановиться на обед, чай или ночлег. Здесь достаточно дров под костер.
Пролетит ещё немало лихих километров, пока за поворотом не покажется старый приятель - деревянный понтонный мост у Бечевы.
Это финальный рубеж. Порог некогда крупного рабочего поселка, уходящего в небытие.
Когда-то по этим берегам бродил и мой дедушка. Он был заядлым рыбаком, страстным исследователем, талантливым поэтом, посвятившим реке дорогие страницы из жизни, в том числе, по части творчества, живые и яркие стихи. Каждое слово, оставленное им на память, сияло доброй любовью, а звалась она малой родиной. Увы, но судьба отвела ему совсем мало времени, чтобы научить так глубоко и искренне любить родную землю и нас.
Памяти дедушки посвящается.