Найти в Дзене
Депрессии нет

Почему с депрессией так трудно бороться

Есть довольно распространённый дискурс в обсуждении депрессии, который выглядит примерно так: «У меня тоже была депрессия, но потом я встретил(а) старичка/котёнка/ребёнка, который еле шёл, но нёс тяжёлые сумки / очень хотел жить и изо всех сил мяукал / сам маленький, но нёс на ручках другого ребёночка, — и я понял(а), что мне-то ещё повезло, и я-то ещё могу побороться, и как начал(а) бороться, и депрессия у меня прошла!» Со всем искренним уважением к пути этих людей и их желанию поделиться с другими, я хорошо понимаю и тех, кто, слыша подобные рассказы, испытывает: а) ярость б) бессилие в) желание огреть рассказчика по голове чем-то тяжёлым. Потому что такие рассказы об активной борьбе обычно подаются как доступный абсолютно для каждого путь, который кто-то просто почему-то не выбирает для себя и сидит в своей депрессии как пассивный дурак. Но к сожалению, это неправда. Что такое вообще активность/пассивность, какие критерии, от чего зависят? Вот здоровый человек — как понять, он акт
Оглавление
Автор иллюстрации - Pixelnase
Автор иллюстрации - Pixelnase

Есть довольно распространённый дискурс в обсуждении депрессии, который выглядит примерно так:

«У меня тоже была депрессия, но потом я встретил(а) старичка/котёнка/ребёнка, который еле шёл, но нёс тяжёлые сумки / очень хотел жить и изо всех сил мяукал / сам маленький, но нёс на ручках другого ребёночка, и я понял(а), что мне-то ещё повезло, и я-то ещё могу побороться, и как начал(а) бороться, и депрессия у меня прошла!»

Со всем искренним уважением к пути этих людей и их желанию поделиться с другими, я хорошо понимаю и тех, кто, слыша подобные рассказы, испытывает:

а) ярость

б) бессилие

в) желание огреть рассказчика по голове чем-то тяжёлым.

Потому что такие рассказы об активной борьбе обычно подаются как доступный абсолютно для каждого путь, который кто-то просто почему-то не выбирает для себя и сидит в своей депрессии как пассивный дурак.

Но к сожалению, это неправда.

Этот путь активной борьбы доступен не всем.

Что такое вообще активность/пассивность, какие критерии, от чего зависят?

Вот здоровый человек — как понять, он активный или пассивный?

Активный — это который работает на 3х работах, воспитывает 5х детей, в выходные волонтёрит в приюте для животных, а в отпуске залезает на Эверест?

Или можно не так сильно упарываться и всё равно считаться активным?

Допустим, мы даже определились, активный этот конкретный человек или наоборот пассивный — а он в этом виноват или таким родился?

Насколько это от него самого зависит?

На самом деле — и зависит, и не зависит;

и родился таким, и воспитался определенным образом, и сам тоже виноват. Тут много факторов.

Рассмотрю только часть, связанную с некоторыми нейрофизиологическими процессами.

Наш мозг работает так, чтобы с одной стороны, держать нас по большей части в зоне понятного и знакомого и беречь ресурс, но с другой стороны, давать нам возможность выходить за её пределы, чтобы развиваться.

Если бы мы не умели осваивать новое и делали только то, что уже умеем, мы оставались бы на стадии грудного младенца и умели бы только сосать грудь, спать и избавляться от отходов жизнедеятельности.

В психологии есть термин «зона ближайшего развития» —

это о том, что ребенок пока ещё не умеет, но в принципе уже обладает всеми необходимыми инструментами; его нервная система уже дозрела, он может это делать физически, но пока просто не научился.

И чтобы научиться — ему нужен какой-то стимул.

Этот стимул для ребенка — любопытство, подкрепляемое дофамином.

У нас есть нейрофизиологические процессы, вознаграждающие дозами дофамина деятельность по освоению нового, они известны и изучены.

У ребёнка они работают наиболее мощно — потому что ему жизненно необходимо освоить миллиард навыков, от этого зависит его дальнейшее выживание.

Но по мере роста человека этот краник удовольствия от всего нового постепенно прикручивается.

А необходимость в каких-то ситуациях выходить в эту условную «зону роста» у нас всё ещё есть.

Более того, у взрослого человека, даже не болеющего депрессией, с выходом в зону роста могут быть некоторые проблемы, потому что, например:

  • у него в принципе спокойный темперамент, торможение преобладает над возбуждением, а дофаминовое вознаграждение уже не работает так ярко, как в детстве;
  • его воспитывали в излишней строгости, за любопытство вместо поощрения и разумной регуляции наказывали или запугивали;
  • он устал, выгорел, и у него нет ресурса осваивать что-то новое даже ради гипотетического дофамина.

Но без постоянного выхода за границы освоенного мы не можем:

- ни развиваться в профессии, в своих хобби и интересах, ни расти как личность;

- ни присваивать себе ответственность за свою жизнь;

- ни достойно противостоять стрессу.

Потому что именно хорошо работающая связка «я осваиваю новое — я делаю новое — я беру на себя ответственность за свои результаты» — позволяет нам держать равновесие, сохранять субъектность, противостоять стрессу, быть устойчивыми, не терять опору ни в каких ситуациях.

Плохая работа этого механизма просто портит жизнь, а его поломка приводит к самым разным расстройствам, в том числе к депрессии.

Запись на консультацию: @Nekotoraya

Ещё статьи о стрессе и других факторах риска депрессии: