Можно ли считать подвигом исследовательскую экспедицию на Чукотку? В нынешнее время - это скорее увлекательное приключение, не лишённое некоторых трудностей. Но если представить, что на календаре 1948 год, а экспедиция состоит из единственной женщины, не знающей языка и быта коренного народа, то такое путешествие можно смело называть - героическим.
Такой отчаянной и одновременно преданной своей научной работе оказалась советский учёный - этнограф Варвара Григорьевна Кузнецова. Пережив лесозаготовку на Дальнем Востоке и блокаду Ленинграда, Варвара Григорьевна, не раздумывая отправилась на Крайний Север Восточной Азии, изучать жизнь и быт чукчей.
Целью экспедиции было определение маршрута перехода древних кочевников на Американский континент.
К любой экспедиции допускались участники знающие язык местного населения. Варвара Григорьевна не знала луораветланского языка, но ухитрилась получить разрешение.
Институт этнографии экипировал Кузнецову весьма скромно. Ей предоставили меховой спальный мешок, и телогрейку из овчины. Для научной работы она взяла фотоаппарат и плёнки, рабочие тетради и карандаши для записей. Чтобы наладить доброжелательный контакт с местными жителями, везла чемодан с подарками: пёстрые ленты, бусы, наборы для шитья, пуговицы, значки.
Местом её работы должен был стать колхоз «Тундровик». Там Кузнецова планировала занять канцелярскую должность и параллельно вести научную деятельность. Однако, колхоз существовал только по документам. На самом деле это был кочующий чукотский клан, глава которого формально являлся и председателем колхоза.
Попав в семью Тымнэнэнтына, Кузнецову приняли, как русскую гостью. Но вскоре она стала раздражать членов семьи Тымнэнэнтына. Варвара не знала языка, не имела навыков в работе, багаж занимал место при переездах, её поведение настораживало чукчей. Она им была в тягость.
Бросить её в бескрайней тундре они не могли, зато начали плохо кормить, хамили, не разрешали спать в пологе. Нравы чукотской семьи суровы, с чётко выстроенной иерархией.
Жена Тымнэнэнтына перешла к нему по закону коллективного брака, после того, как овдовела. Жена разделяла недовольство мужа бесполезной русской. Поэтому Варвара проводила всё время в полуголодном состоянии, страдая от грязи и вшей.
Чукчи не жгли понапрасну огонь, считали, что этим могут привлечь злых духов. Кузнецова же вечерами при свете свечи записывала наблюдения в дневник. Иногда, она так просиживала всю ночь.
Поэтому её считали колдуньей, а её записи - заклятьями. Жена Тымнэнэнтына Увакай тяжело заболела перед смертью сошла с ума. Члены семьи оленевода винили в этом «ведьму» Кузнецову.
Место хозяйки, после смерти Увакай, заняла её 16-летняя дочь Омрувакотгаут, которая откровенно ненавидела Варвару. Жестокая девушка отбирала у женщины даже объедки с общего стола, постоянно кричала на неё.
После прихода новой жены Тымнэнэниына в семью, теперь уже положение Омрувакотгаут сменилось на рабское. Новая жена не могла терпеть соперницу. Но от этого положение Варвары легче не стало.
Свадьба главы семьи была подробно описана Варварой Григорьевной в своём дневнике. Так, на праздничный стол подавали свежую вареную оленину. А десертом были замороженное мясо и кровь, разбитые на «порции» молотком. Варваре тоже предложили угощение, но кровь она есть не стала.
Как этнографа, Варвару Григорьевну интересовали чукотские сказки, а также истории очевидцев и участников обрядов и обычаев.
Кочёвка Варвары Григорьевны закончилась через 3 года, вместе со смертью Тымнэнэнтына. Вернувшись в Ленинград, она защитила диссертацию и успела выпустить несколько обширных статей.
Дальнейшие планы прервала тяжёлая болезнь учёной, которую она вполне могла заработать в своей экспедиции. Тяжёлые испытания спровоцировали миому мозга. Варвара Григорьевна ушла из института по болезни. Её вклад в изучение культуры и быта чукчей огромен, его трудно переоценить. Фото, сделанные в ходе экспедиции, являются уникальным научным наследием.
Буду очень благодарна за оценку этой статьи. А если вам понравилось, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.