Найти тему
Вещий Олег

Последствия торможения НТР.

В двух предыдущих статьях мы рассматривали торможение научно-технической революции (НТР) на фактическом материале. А сегодня поговорим о последствиях. Самое главное последствие – это лишение капитализма одного из двух своих главных преимуществ. Затраты на научно-исследовательские работы все возрастают и возрастают, а реального выхода, т.е. создание продукта с действительно новыми свойствами, становится все меньше. В этих условиях гораздо проще не создавать новый продукт, а убедить потребителя в новизне и «крутизне» якобы «нового» продукта. Например в том, что электромобиль или ветряки – это жуть какие новые и продвинутые технологии, не то что эти ваши АЭС. Тем более, что сделать это легко – основные средства массовой информации оказались в руках узкой группы людей – можно убедить кого угодно в чем угодно. В этих условиях главными в развитии НТР становятся не ученые и создатели новых технологий, а PR-менеджеры, типа Илона Маска, которые могут убедить необразованные массы в невероятной новизне и креативности «создаваемого» ими продукта. Но на этом дело не остановится. Далее последует трансформация самого понятия, что такое прогресс. Прогрессом начнут считать моду – бессмысленный и бесконечный бег по кругу, создание товаров со все новым и новым сочетанием старых свойств, по принципу калейдоскопа. Однако и это пройдет. Дальнейшее снижение объема добываемых полезных ископаемых на душу населения приведет к переходу от потребительской модели поведения к распределительной, что означает конец капитализма. Сопровождаться это будет деградацией уровня используемой «техники» для основной массы населения вплоть до средневековья в сочетании с очень высоким уровнем технического развития в столицах для крайне узкой группы населения.

Торможение НТР приводит также и к тому, что уровень технического развития на планете выравнивается. Отстающим странам нет нужды тратить годы и миллиарды долларов на свои собственные исследования – достаточно просто скопировать то, что уже давно разработано и внедрено до тебя, а развитые страны при этом «топчутся» на месте. Именно поэтому мы сейчас наблюдаем просто какие-то чудовищные темпы роста номинального ВВП африканских и азиатских стран за последние 20 лет (2000-2020 годы, по данным Всемирного Банка): Гана -1457%, Китай -1364%, Эфиопия 1250%, Монголия – 1244%, Вьетнам – 1074%, Экваториальная Гвинея – 1073%, Гайана – 1028%, Лаос – 988% и т.д. Россия, кстати, рядом с Индией, на 27 месте в этом списке – 585% и 578% соответственно. А вот Япония – на последнем, минус (!) 0,6%, Италия – 84%, Великобритания – 88%, Франция -117%, Германия -119%, США -128%. Аутсайдеры явно догоняют лидеров. Таким образом торможение НТР приводит к выравниванию уровня развития, а значит к разрушению однополярного мира. Китай по ВВП(ППС) обогнал США еще 2015 году. Индия обогнала Японию и стала третьей экономикой мира еще в 2009. За последние 20 лет в десятку стран с самым высоким ВВП, помимо Китая, Индии и Бразилии вошли такие страны как Индонезия и Россия. Россия с 12 места в 2000 году уже к 2011 поднялась до 6-го и в ближайшие годы имеет все шансы обойти Германию, не смотря на все санкции. А может, и благодаря им...

Выравнивание уровня развития приводит к сокращению возможностей развитых стран сбывать свою высокотехнологичную продукцию в развивающихся странах, что приводит еще к большему уменьшению прибыли от внедрения новых разработок, а значит еще большему торможению НТР. Прекращение однополярного мира с неизбежностью приведет к разрушению долларовой системы мира и самому большому экономическому кризису за последние 300-400 лет и целой чередой региональных войн. В этих условиях миру будет не до НТР.

Помимо политических причин торможения НТР есть еще и структурные, связанные с самой природой капитализма. Поскольку капитализм захватил всю планету и дальнейшая экспансия стала невозможна, его экономическая система из открытой превратилась в закрытую. Так как система закрыта, т.е. ей некуда сбывать свою продукцию за свои пределы, то и спрос можно считать неизменным. Дальнейшее повышение производительности труда в результате НТР при постоянном спросе и тотальной монополии не приводит к получению дополнительной прибыли за счет разорения конкурентов, т.к. при монополии все конкуренты уже давно разорены до нас. Таким образом повышение производительности труда приводит только к снижению суммарного спроса за счет увольнения ненужных рабочих и больше ни к чему. Получается, что дальнейшее развитие НТР будет приводить к прямо противоположному от ожидаемого результату – спрос на товары в результате повышения производительности труда будет падает. Исчезнет смысл вкладываться в технологические разработки. Мало того. Если в результате НТР какой-либо гений изобретет что-то такое, что может в корне изменить существующее статус-кво в раскладе сил среди транс-национальных корпораций (ТНК), то шансы выжить у такого человека вместе с его изобретением крайне малы, т.к. для некоторых ТНК гораздо проще похоронить такое изобретение вместе с его автором, чем вкладывать гигантские средства в полную модернизацию. В существующих условиях ТНК становятся заинтересованы в торможении НТР.

В начале 20 века вкладываться в образование было очень выгодно. Академик С.Г. Струмилин (1877-1974), видный советский экономист и статистик, доказывал, что введение всеобщего начального образования дало в СССР экономический эффект в 43 раза превышающий затраты на его организацию. Его выводы подтверждали окупаемость бесплатного высшего образования для государства. Почему все это работало? Потому что затраты на научные исследования, которые могли дать мощный экономический эффект, были по нынешним временам просто копеечные. Так, например, изобретатель каучука Чарльз Гудьир был по профессии продавцом и проводил свои эксперименты просто на кухонной плите. Изобретатель парохода Фултон был ювелиром, телеграфного аппарата Морзе художником. Пьер и Мария Кюри выделили из урановой руды радий и полоний, работая просто в сарае на улице Ломон в Париже. В 1903 году они получили за свою работу Нобелевскую премию по физике. Первый циклотрон был построен Эрнестом Лоуренсом в 1931 году и был диаметром всего 12 см.

Первый циклотрон Эрнста Лоуренса помещался в ладошке
Первый циклотрон Эрнста Лоуренса помещался в ладошке

Делались эти вещи на голом энтузиазме, часто за свои копеечные средства, и что интересно, давали при этом научный результат. Однако очень быстро выяснилось, что стоимость каждого следующий шага в науке растет в геометрической прогрессии, а вот ВВП растет гораздо медленнее. Этот простой факт и является причиной торможения НТР. Так, например, в 2008 в Церне (Швейцария) вступил в строй Большой адронный коллайдер (БАК), который находится в подземном кольцевом туннеле длинной 27км на глубине 100 м. Строить начали в 2001 году, и до 2015 года доводили его до ума. В строительстве принимало участие 100 стран, а обошелся он в общей сложности в $6 млрд. Ежегодное обслуживание еще $1,2 млрд. Научный результат - фактически нулевой. Не открыли, а подтвердили только существование бозона Хигса, существование которого было предсказано Питером Хиггсом еще в 1964 году.

Схема расположения БАК. Сравните с циклотроном Лоуренса, и как говорится почувствуйте разницу.
Схема расположения БАК. Сравните с циклотроном Лоуренса, и как говорится почувствуйте разницу.

Если первые фабрики по производству микросхем корпорации Intel, н-р, стоили порядка $4 млн., то теперь речь идет уже о $40 млрд. – рост в 10000 раз за какие-то 50 лет! И сколько же будет стоить следующий шаг - $400 млрд.? Сильно сомневаюсь, что даже такие гиганты как Samsung потянут такое, а саме главное отобьют расходы... Развитые страны еще по инерции продолжают вкладывать значительные средства в поддержание науки, однако былого экономического эффекта от этого нет и в помине. Так например, Япония вкладывает в научные разработки 3,14% от своего ВВП, пятый результат в мире, однако рост ВВП Японии за последние 20 лет минус 0,6%. Индия вкладывает в науку всего 0,62% ВВП – однако это третья экономика мира. В России в 90-е произошел форменный погром науки. Только при Путине начался рост финансирования науки в несколько раз, которое достигло однако только 1,1% от ВВП (для сравнения: в США – 2,74%, Германии -2,94%, Китай – 2,12%). Однако, несмотря на это, рост ВВП России за последние 20 лет составил порядка 585%, что показывает, что жесткой связи между вложениями в науку и ростом ВВП, как это было раньше, нет.

Отсюда следует неизбежное в ближайшем будущем сокращение доли ВВП, идущей на науку и образование. В свою очередь это приведет к сокращению числа научных работников, к прекращению финансирования тех областей науки, которые не сулят быструю прибыль. Так, например, тот же БАК в 2022 году был частично остановлен, т.к. из-за введенных против России санкций в Швейцарии и Франции наблюдался сильный дефицит электроэнергии, которую БАК пожирает в огромных количествах. Наука из познания неведомого уже сегодня превратилась в погоню за грантами. Гранты определяются правительством, т.е. чиновниками. Теперь чиновники определяют, что в науке важно, а что нет. Если чиновники дают гранты на исследования глобального потепления, то для подтверждение этого утверждения ученые и будут подбирать факты. И будьте покойны, они эти факты найдут. Правда они могли бы привести не меньше аргументов и против этого утверждения, но за это не платят. Наука из познания истины превращается инструмент влияния в руках политиков, с помощью которой они будут пудрить мозги основной массе малообразованного населения. Ученый из исследователя превращается в лакея, выдающего тот наукообразный продукт, который хотят видеть господа, платящие деньги. Согласно американским данным, американские ученые на сегодняшний день 54% своего времени тратят на оформление и отчеты по грантам вместо реальных исследований.

Всемирный процесс концентрации денег, власти и информации в одних руках, который идет полным ходом и останавливаться не собирается, в сочетании с торможением НТР будет неизбежно приводить к появлению закрытой, элитарной науки, результатами исследования которой будут в состоянии воспользоваться только узкая группа очень богатых людей. Например, могут быть разработаны дорогостоящие способы омоложения и продления жизни. Такими услугами не только не сможет воспользоваться основная масса населения Земли ввиду их дороговизны, но и распространение таких знаний в условиях перенаселения Земли может быть просто опасно. Людей и так слишком много, а если им еще продолжительность жизни увеличить раза так в два, то вообще может наступить всеобщий коллапс. Поэтому неизбежно появление закрытых институтов, появление тайного знания и тайных технологий. Это облегчит будущим новым фараонам – «детям богов», управление необразованной толпой.

В принципе и раньше существовал класс закрытых институтов, работающих главным образом на военно-промышленный комплекс. Особенно это было актуально во времена холодной войны. Из оборонных институтов с течением времени эти технологии переходили в гражданскую промышленность. Так, например, ABS в автомобилях, интернет, атомная промышленность, успехи в космосе, сенсорные экраны, компьютеры, ксероксы, новые материалы, генетические исследования и многое-многое другое явилось следствием военных разработок. Главным приводным ремнем, обеспечивающим механизм перетока новых технологий из закрытых институтов в сферу ширпотреба был спрос на эти продукты со стороны многочисленного среднего класса, подавляющее большинство которого имело высшее образование. Многочисленность этого среднего класса была необходимым условием успешности в гонке вооружений. Однако после крушения СССР и установления однополярного мира поддержание среднего класса стало в странах Запада просто ненужным. О смерти среднего класса сейчас не говорит только ленивый. Вместе с гибелью среднего класса исчезает механизм перетока новых технологий из закрытых институтов в сферу ширпотреба. Теперь появилась концепция 80:20, т.е. 80% будут бедными и 20% богатыми. Бедным достижения новых технологий просто не нужно – на еду бы хватило. Поэтому если раньше закрытые институты были необходимы для сокрытия информации с целью достижения преимуществ перед другими странами-конкурентами, то теперь закрытые институты будут охраняют информацию и технологии от своих же граждан с целью упрощения управления ими.

Если раньше образование было необходимым условием конкурентоспособности для страны, то с торможением НТР этой связи уже нет. Образование в наше время превращается просто в бизнес, причем качество этого образования уже мало кого волнует – важны финансовые показатели от самого процесса образования. Наиболее активно этот процесс происходит в России. Например, Герман Греф, глава Сбербанка, заявлял: «Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Мы пытаемся воспроизвести старую советскую, абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний… Не нужны нам математические школы. По-моему, это пережиток прошлого.»

Андрей Фурсенко, министр образования с 2004 по 2012: «Учителей нам много не нужно… Задача школы – вырастить грамотного потребителя… Недостатком советской системы образования была попытка вырастить человека-творца… Кроме того математика убивает креативность… Я не изучал в школе высшую математику, и при этом не дурее других…»

Анатолий Чубайс заявил, что образование в школах, это услуга, и она должна быть платной. До третьего класса, так уж и быть, бесплатно, а дальше все, плати.

Господин Ярослав Кузьминов, вечный ректор Высшей школы экономики, основанной на деньги Сороса, и по совместительству муж Эльвиры Набиуллиной, главы ЦБ, ответственной за прошлогоднее ограбление России на $300 млрд., разработал новую реформу системы образования. И наш любимый Гарант решительно поддержал эту реформу, в основе которой лежит отказ от всеобщей доступности, бесплатности и фундаментальности – трех китах, принёсших ошеломительный успех советской системе образования. Образование теперь - это бизнес на тех, кто за него может и хочет заплатить. Кто не может – ваше место сами знаете где… Целью такого образования для студента становится получение заветных корочек, которые, как он наивно думает, в будущем позволят ему хорошо зарабатывать… Раз образование – это бизнес, то некоторое отставание в этом процессе можно решить финансовым путем, т.е. либо путем взяток преподавателю, либо нанимать преподавателя в качестве репетитора. Хороший, в старом смысле этого слова, студент, в такой системе – это проблема. На нем денег не заработаешь. Образование таким образом превратилось в свою имитацию с соответствующим набором преподавателей. Хорошему преподавателю в такой системе находится тошно... Почему это нужно правящему классу? Во-первых, потому что власть во всех странах больше не заинтересована в большом количестве образованных людей. Генерировать новые знания с той же интенсивностью, как это было в первой половине 20-говека, они уже не могут, а вот неудобные вопросы задают, умеют не только в смартфоне кнопки тыкать, но и самостоятельно думать, сопоставлять. Такими людьми сложно манипулировать. Мало того. Эти люди - плохие, «неправильные» потребители. Они почему-то не считают верхом блаженства купить какую-то новую модную в этом сезоне шмотку, и не получают удовольствия от бездумного брожения все выходные по магазинам. Их почему-то не привлекают блокбастеры про супергероев с бесконечным жеванием, как корова, попкорна, которым почему-то надо обязательно запасаться… А значит они покушаются на самое святое, что есть у нынешней элиты – на прибыль. Поэтому такие люди властям не нужны. Причем не надо думать, что такая ситуация только в России. Это общемировая проблема. Так, например, в США на сегодняшний день 71,5% школ – государственные. Да, есть хорошие частные школы, вот только обучение там стоит в среднем $17,5 тыс. в год. Программа оценки компетенций Минобразования США (PIAAC) посчитала, что каждый пятый взрослый гражданин Штатов не грамотен. Я так понимаю, что это – образец для подражания для нашего гаранта и его дружков. Зато в каждой западной школе сегодня висит плакат, на котором написан телефон, куда школьник может позвонить, если вдруг его родители против того, что он/она/оно после дождичка в четверг решило сменить пол. Такому ученику быстренько помогут сменить родителей… Думаете, такое только на Западе возможно, а в России нет? Погодите, дайте только срок. На западе тоже было время, когда за гомосексуализм давали срок. У них просто было больше времени для эволюции капитализма…

Вот чему учат детей в Европе.
Вот чему учат детей в Европе.

Растут студенческие долги. Например, в США, в 1 квартале 2006 году студенческие долги составляли $480 млрд. (3,5% ВВП), то к 1 кварталу 2020 года – 45 млн. бывших студентов были совокупно должны $1683 млрд. (7,8% ВВП), т.е. средний долг составил $37400. Рост суммы долга в 4 раза всего за 14 лет. Налицо классическое надувание пузыря. Что будет после того, как пузырь лопнет? В случае просрочки по платежам процентная ставка по долгу существенно возрастает, и банк не волнует, смогли ли вы после окончания ВУЗа найти себе работу или нет. В результате многие платят и не могут оплатить студенческие долги всю жизнь. В 2018 году Национальный центр статистики образования сообщил, что уровень невозврата студенческих долгов в США достиг 52%. В случае глобального кризиса можно не сомневаться в наступлении обвала всей системы студенческого кредитования, а значит и резкого ужесточения как условий кредитования, так и резкого сокращения числа студентов. Получать высшее образование смогут только те, кто смогут за это заплатить изначально, без всяких кредитов. Не за горами и те времена, когда обязательное некогда среднее образование перестанет быть таковым. И начального достаточно. Читать, считать и тыкать пальцем в смартфон умеешь? Всё, свободен. Получение высшего образования будет только привилегий для узкой группы людей, обслуживающих технику и интересы еще более узкой верхушки элит.

Фактически, пока все идет к тому, что эпоха пирамид, начавшаяся 7 тыс. лет тому назад в Египте, примерно тем же и закончится, только теперь «новые фараоны» будут значительно больше похожи на прямых «потомков богов» за счет достижений генетики и развитой технологии, поддерживающей их власть. Они будут жить в несколько раз дольше обычного человека и уровень их возможностей будет восприниматься необразованной и нищей толпой не иначе как волшебством, т.к. развитая технология для необразованного человека неотличима от чуда.

-4