Найти тему
КИРИН59 говорит

Тексты лечим

Данная еженедельная рубрика посвящена работе с текстами, о чём я говорил в отдельной статье. Она будет полезна для авторов, взявшихся за совершенствование своих собственных работ. Сегодня предлагаю рассмотреть два текста. Примеры взяты из открытого раздела «Игры» Литературной беседки.

Пример первый.

Авторский текст.

– Эх, была не была: живем один раз! – пробасил Федор Карпович.

Сегодня он решительно намеревался высказать жене все, что накопилось за эти годы. То ложку на обед забудет упаковать, то на рубашке заломы плохо выгладит, а то и вовсе пересолит борщ!

Вечером Федор Карпович, аккуратно опустив дипломат на пол в коридоре и разувшись на коврике, прокрался к кухонной двери и прислушался…

– Нина, не надо это терпеть: если этого козлину не устраивает, по роже сковородкой, а потом в суд – делить имущество! Мой Федик мне ни разу таких гадостей не говорил – знает, что без меня желудок совсем посадит! – помогала подруге советом по телефону супруга.

Тихонечко отворив дверь, Федор Карпович, как мягколапый котик, подобрался к жене, ласково прильнул к ее широкой спине и решительно отверг свой идиотский план.

Мнение Беты.

Неплохая история, жизненная)

Текст тоже хорош, поэтому нет Версии с комментариями и не будет Итоговой версии. Однако хочется все же озвучить пару мыслей (совершенству же нет предела, верно?).

Первое. В начале своих историй старайтесь избегать неопределенных уточнений, вроде “за эти”. Читатель “видит” Вашего героя впервые, он не знает его предыстории, поэтому такое уточнение в лучшем случае лишь даст некоторое представление об “этих”. Лучше используйте более конкретные уточнения. Это могут быть как общие (“за многие годы”, “за последние годы”), так и конкретные (“за все пять лет брака”).

Второе. Многоточие лучше бы подошло в начале реплики жены, а не в конце повествовательной части. В исходном виде оно дает искусственную паузу, обрыв повествования, которых, вероятно, на самом деле не было. А в начале реплики многоточие бы отразило, что Федор Карпович “подключился” к середине долгого разговора и услышал последнюю его часть.

Третье. В диалоги я обычно не лезу, памятуя, что люди часто говорят как попало, тем самым имея возможность иногда нарушать правила грамматики и пунктуации в пользу речевых особенностей персонажей. Но чаще от пунктуации и от грамматики им, персонажам (и авторам), не уйти. Это я сейчас вот к этой фразе:

если этого козлину не устраивает, по роже сковородкой, а потом в суд — делить имущество”

В двух частях этой фразы знаки препинания лучше бы расположить наоборот. Первая часть состоит еще из двух частей, вторая из которых раскрывает суть первой, и между ними стоило бы поставить тире. А в следующей может быть как перечисление (если поставить запятую), так и одна простая фраза. Вот так:

если этого козлину не устраивает – по роже сковородкой, а потом в суд делить имущество”

И последнее. От местоимения “ее” в фразе “к ее широкой спине” можно безболезненно избавиться, так как никаких сомнений в принадлежности спины, к которой прижимался главный герой, нет)

-2

Пример второй.

Авторский текст.

В последние минуты жизни я загадал радовать этот мир собой всегда, ведь каждый, кто подходил ко мне, восхищался и восклицал: “Какой он прелестный!”

Но пришла девочка и сорвала меня молча и безжалостно, как сорвала ещё много моих соседей и друзей. Тогда-то я и успел загадать желание. Сложив в букетик, девочка отнесла нас к маме. Та покачала головой, пожурила дочь, чтобы больше не рвала цветы. А потом отобрала несколько самых красивых и сделала гербарий. Отныне мы восхищаем людей с рамки на стене.

Мнение Беты.

Долго я присматривался к тексту, размышляя, как начать разбор: вписать комментарии в рассказ или вынести их в этот отдельный комментарий-резюме. Вроде простой короткий текст, прилично написанный, но есть что сказать, и к моим примечаниям тоже есть свое “но”.

В общем, вынесу все свои мысли сюда, чтобы не портить текст. Уверен, что Автора это не расстроит, а может даже будет чем-то полезно.

Первое, что бросилось в глаза, это обилие местоимений (из-за повествования от первого лица). Текст короткий, и они очень заметны, но в то же время кажутся вполне закономерными и оправданными. Например, во втором предложении есть “меня” и “моих”. Для больших текстов это не грех, едва ли не в каждой прослушанной книге я замечал такие моменты. Это, как и любой другой сомнительный момент исправляется либо перефразированием, либо простым “стиранием”.

Либо стоит рассматривать текст целиком и проследить, чтобы местоимения не повторялись (возможно, звучит несуразно, понимаю, но для коротких текстов очень актуально). Так написана вторая половина рассказа, где повествование перешло на дочку и маму (в этом месте, к слову, стоило начать новый абзац), там местоимений меньше и они разные: в начале – я, мне, он, меня, моих, я; далее – нас и мы. И вторая половина рассказа выглядит куда гармоничней первой.

Второй момент (он же и третий, и чуть-чуть первый тоже). Фраза “я загадал радовать” кажется неполной. Но даже в таком виде она исподволь повторяет следующую далее фразу: “я и успел загадать желание”. Считайте, что тоже повторение.

Это потому, что события в рассказе нелинейны, они возвращаются дважды к одному моменту – срыванию цветка. И вступление рассказа выглядит этаким фальшстартом, потому что сюжет на самом деле прост и линеен.

Я помню, что начало рассказа участникам игры менять нельзя, но Бета обязан оценивать в первую очередь историю и текст.

В итоговой версии я предложу свой вариант его написания.

Версия текста от Беты.

Я радовал этот мир собой, ведь каждый умилялся и восклицал: “Какой он прелестный!”. Но пришла девочка, молча и безжалостно сорвала меня вместе с соседями и друзьями. Тогда-то я и успел загадать желание: приносить радость всегда.

Собрав букетик, девочка отнесла нас маме. Та покачала головой, пожурила дочь, чтобы больше не рвала цветы. А потом выбрала несколько самых красивых и сделала гербарий.

Отныне мы восхищаем людей с рамки на стене.

Есть еще такой вариант, более подходящий правилам Игры (но первый мне нравится больше).

В последние минуты жизни я загадал желание: радовать этот мир собой всегда, ведь каждый, кто подходил ко мне, умилялся и восклицал: “Какой он прелестный!”.

Молча и безжалостно меня вместе с соседями и друзьями сорвала девочка. Сложив в букетик, она отнесла нас к маме. Та покачала головой, пожурила дочь, чтобы больше не рвала цветы. А потом отобрала несколько самых красивых и сделала гербарий.

Отныне мы восхищаем людей с рамки на стене.