Попался мне в руки (спиратил электронную версию) самый популярный учебник по истории в США, любимый большинством американских учителей и учащихся средних школ – AP US History. Сама книжка не написана так, как это делается у нас (в смысле как реальный учебник). Она у них скорей похожа на приключенческий роман. Что-то вроде: "На сцену ступил Колумб. Он дерзко развернул матросов своего корабля и направился на Запад. Гремел гром и сверкали молнии...".
Не хватает только супергероев, 3D очков и попкорна.
Так как скоро 9 Мая – знаменательная дата и один из самых главных праздников в нашей стране (со слезами на глазах), я решил проверить, чему же учат в 21 веке наших бывших союзников по борьбе с Гитлеровским режимом. На самом деле самой ВМВ посвящено достаточно немного текста. Она где-то между главами про "реформы" и "борьбой женщин за права". Про предпосылки и начало войны написано отдельно, причем про вторжение Гитлера в СССР, оборону и наше контрнаступление там буквально один абзац (выделил красным):
Зато там есть тонны водянистого текста про то, почему США медлили со вступлением в войну, почему не хотели вступать в войну, почему плохому танцору что-то мешало. Его даже больше, чем про предпосылки войны (а это ключевое!), и в десяток раз больше, чем про то, как СССР боролся с Германией.
Про "пакт о ненападении" (Молотов-Риббентроп) они, конечно же, не забыли упомянуть, а вот про финансирование немецкой промышленности английскими и американскими банками – ни слова. Как и про то, что Запад нарушал "Версальский договор" и дважды увеличивал сумму репараций Германии (которые и так были неподъёмными) по итогам Перовой мировой. Также не сказано и про то, что Германия и Польша сперва заключили пакт о ненападении, а потом вместе вторглись и разделили Чехословакию. И всё это с одобрения Запада ("Мюнхенский сговор"), ну и так далее.
Далее ученику предлагаются памфлеты про "Перл-Харбор" и то, насколько героически американский флот отбивал собой японские бомбы, про Высадку в Нормандии (1944 год) и, наконец, идёт абзац про окончание войны. Думаете, там написано что-то про оборону Москвы, Сталинград, Блокаду Ленинграда, Курскую битву? Ага, размечтались! Это же американский учебник. У них написано:
Высадка в день «Д» была успешной, и, несмотря на ожесточенные бои в ближайшие месяцы, союзники использовали свою тяжелую артиллерию, огромную воздушную армаду и десятки хорошо оснащенных пехотных дивизий, чтобы стереть в порошок некогда непобедимую немецкую военную машину. Британские и американские тяжелые бомбардировщики обрушивали с неба разрушения на немецкие города, а бронетанковые колонны союзников окружали попавшие в ловушку дивизии вермахта, Адольф Гитлер покончил жизнь в своем берлинском бункере 30 апреля 1945 года. Всякое сопротивление прекратилось в течение недели.
То есть вы поняли, да? Даже Берлин брали "союзники", а не Красная армия. То есть там, где им выгодно, все сделали они "великие американцы", а про СССР писать что-то хорошее моветон. У них вместо Союза абстрактные "союзники". Американцы прямо себя и называют главными победителями:
Заметьте, фраза "the big winner" это устойчивое выражение и несет очевидный смысл, а именно: главный победитель, триумфатор.
Американский школьник учится по этому учебнику и у него складывается четкое понимание, что войну действительно выиграли США, а что там на Восточном фронте происходило... Ну это просто два злых диктатора бодались друг с другом. Ничего интересного. Кстати, в учебнике так и пишут про Сталина. Он у них что-то вроде Гитлера, только с чуть другой формой усов.
А переписывание истории очень даже работает, сами посмотрите ниже. Это даже не США. Это Франция! И вот как изменилось у них восприятие того, кто же "внес больший вклад в победу над Гитлеровской Германией":
И даже сами немцы считают, что их победили США, а не СССР!
Скоро в их учебниках будут рассказывать, что США в одиночку победили Гитлера, а остальные только мешались под ногами. А Сталина будут называть единоутробным братом-близнецом Гитлера и, конечно же, его главным единомышленником.
Благодарю за внимание!