51,8K подписчиков

"Тюремный романс" (Россия, 1993) и "Убийство на Ждановской" (Россия, 1992)

Тюремный романс. Россия, 1993. Режиссер Евгений Татарский. Сценарист Сергей Соловьев. Актеры: Александр Абдулов, Марина Неёлова, Аристарх Ливанов, Юрий Кузнецов, Борис Соколов и др.

Тюремный романс. Россия, 1993. Режиссер Евгений Татарский. Сценарист Сергей Соловьев. Актеры: Александр Абдулов, Марина Неёлова, Аристарх Ливанов, Юрий Кузнецов, Борис Соколов и др.

Можно ли полюбить убийцу? По отношению к американскому или французскому кино этот вопрос, вероятно, довольно прост. Традиции гангстерских фильмов таковы, что преступник и убийца в исполнении Эла Пачино или Алена Делона может выглядеть не только респектабельным, но и привлекающим симпатии как персонажей картины, так и зрителей.

В отечественном кино в течение многих лет традиция была совершенно иной. Убийца, бандит никогда не был так называемым «положительным героем». Допускался лишь вариант раскаявшегося преступника («Верьте мне, люди», «Калина красная»), пытающегося пройти путь морального очищения.

Режиссер Евгений Татарский («Приключения принца Флоризеля») с подачи сценариста и режиссера Сергея Соловьева в криминальной мелодраме «Тюремный романс» пытается освоить западную модель героя-преступника.

...Некий молодой человек убивает богатого босса, чтобы завладеть его деньгами, и попадает в тюрьму. А там в него влюбляется женщина-следователь. Вскоре они разрабатывают план побега...

История фильма изначально ориентирована на мелодраматический жанр, свойственный «блатным романсам». В самом деле, где еще, как не в песне-мечте, можно услышать о любви убийцы и стража порядка, коим тюремная решетка мешает улететь в знойную Аргентину. А там танцевать жгучее танго в уютном ресторанчике на берегу океана...

Однако такой жанр требует и особой температуры любовных чувств. Актеры должны убедить зрителей во всепоглощающей страсти своих героев.

Возможен и иной, иронически-пародийный подход к жанру — нечто в духе Педро Альмодовара... В «Тюремном романсе» немало смешных реплик и ситуаций. Но они не пародийны, а комедийны.

Александр Абдулов хорош именно в этих эпизодах. Вот его герой с самым серьезным видом читает соседу по тюремной камере поэму Пушкина. Хотя тот, вьетнамец, не силен в русском языке. А вот — притворяется больным всеми мыслимыми и немыслимыми болезными на медицинском осмотре... Откровенно дурачась, Абдулов находится в своей стихии.

Нечто подобное он играет, к примеру, и в «Гении» Виктора Сергеева. Там его герой, сродни героям Пола Ньюмена и Роберта Редфорда из «Аферы», виртуозно разрабатывал хитроумные криминальные операции-гэги.

Но в «Тюремном романсе» помимо того надо было сыграть настоящую любовь. Увы, ни Александру Абдулову, ни его партнерше Марине Нееловой, на мой взгляд, это не удалось. Их персонажи даже целуются как-то вяло, без огня. Не говоря уже о таких тонкостях, как пластика рук, мимика, выражение глаз. Крупные планы актеров однозначно дают понять, что переживания персонажей не пропущены ими через сердце. Абдулов и Неелова, пользуясь стандартными актерскими приспособлениями, отыгрывают положенные по сценарию любовные сцены на уровне знака. Не больше...

Александр Федоров, киновед

Тюремный романс. Россия, 1993. Режиссер Евгений Татарский. Сценарист Сергей Соловьев. Актеры: Александр Абдулов, Марина Неёлова, Аристарх Ливанов, Юрий Кузнецов, Борис Соколов и др.-2

Убийство на Ждановской. Россия, 1992. Режиссер Суламбек Мамилов. Сценаристы: Владимир Калиниченко, Иван Лощилин. Актеры: Иван Бортник, Александр Мартынов, Борис Новиков, Владимир Ивашов, Вадим Захарченко, Владимир Земляникин, Раиса Рязанова, Антон Голышев, Люсьена Овчинникова и др.

«Следствие закончено, забудьте…». В 1970-х фильм с таким названием демонстрировался на советских экранах. В картине с впечатляющей психологической убедительностью было показано разложение системы законности и правосудия. Разумеется, фильм был заграничным. И правосудие тоже «тамошним».

Но лучше поздно, чем никогда. Суламбек Мамилов в 1990-е годы решил рассказать о том, что творилось в российских «органах» на рубеже 1980-х. Вражда КГБ и МВД, убийства и избиения неугодных… И честный следователь по особо важным делам, пытающийся во что бы то ни стало довести дело о таинственной смерти офицера КГБ до финала...

Если не считать разоблачительного материала, фильм «Убийство на Ждановской» выдержан в традициях милицейских фильмов 1970-х — 1980-х. Утепляющие детективную интригу бытовые подробности, пара-тройка погонь. Для кассовости не хватает зрелищных эпизодов. Для криминальной психологической драмы — слишком прямолинейно построен сюжет... Словом, лента окончена: забудьте...

Александр Федоров, киновед