Найти в Дзене
АВТОЧАЙНИК 77

КАКОЙ ВРЕД ПРИЧИНЯЕТСЯ АВТОМОБИЛЮ, ЕСЛИ ПРИ ПОПЫТКЕ НАЧАТЬ ДВИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬ ГЛОХНЕТ?

Начинающие водители довольно часто допускают остановку двигателя на новых для себя автомобилях. Будь то другой автомобиль на экзамене или только что приобретённый уже свой. Если инструктор по какой-то причине не уделял этому должного внимания, то проблема остаётся ещё на какое-то время, а соответственно, возникает вполне закономерный вопрос – причиняется ли какой-либо вред автомобилю? При обсуждении этого вопроса почему-то больше всего говорится о сцеплении, однако этот узел не страдает. Фрикционные накладки сцепления изнашиваются от трения, а его в такой степени нет, если двигатель глохнет даже при начале движения. Единственное, что можно сюда притянуть за уши – это дополнительный выжим сцепления перед запуском двигателя. Но, если посчитать общее количество нажатий на педаль сцепления за срок его службы и сравнить с числом непреднамеренных остановок двигателя, то окажется, что и обсуждать здесь нечего. Говорить о каких-то высоких ударных нагрузках здесь тоже не приходится. Про ак

Иллюстрация взята из открытого доступа в интернете по запросу "такты двигателя"
Иллюстрация взята из открытого доступа в интернете по запросу "такты двигателя"

Начинающие водители довольно часто допускают остановку двигателя на новых для себя автомобилях. Будь то другой автомобиль на экзамене или только что приобретённый уже свой. Если инструктор по какой-то причине не уделял этому должного внимания, то проблема остаётся ещё на какое-то время, а соответственно, возникает вполне закономерный вопрос – причиняется ли какой-либо вред автомобилю? При обсуждении этого вопроса почему-то больше всего говорится о сцеплении, однако этот узел не страдает. Фрикционные накладки сцепления изнашиваются от трения, а его в такой степени нет, если двигатель глохнет даже при начале движения. Единственное, что можно сюда притянуть за уши – это дополнительный выжим сцепления перед запуском двигателя. Но, если посчитать общее количество нажатий на педаль сцепления за срок его службы и сравнить с числом непреднамеренных остановок двигателя, то окажется, что и обсуждать здесь нечего. Говорить о каких-то высоких ударных нагрузках здесь тоже не приходится. Про аккумулятор так же скажу немного. С одной стороны он отдаёт довольно много энергии при пуске двигателя и теоретически может разрядиться после нескольких неудачных попыток начать движение, сделанных подряд, но на практике это возможно с аккумуляторной батареей, которую уже давно пора поменять. Во всяком случае, могу предложить пример учебного автомобиля на экзамене. Кандидаты в водители глохнут частенько на ровном месте, но никто из инструкторов с собой на экзамен запасную аккумуляторную батарею в багажнике не возит. Уже на этом примере вопрос о вреде для аккумулятора можно закрыть. Все существующие мифы обсуждать не хочу – их много. Про вред для коробки передач тоже промолчу. Нет его! Она куда большие ударные нагрузки испытывает при проезде всяких неровностей. В общем, сразу к делу – от непреднамеренной остановки двигателя страдает только сам двигатель, но почему-то именно о нём меньше всего слов. Всё остальное – это обсуждение дополнительного и крайне вредного износа ключа и замка зажигания, а за одно, пальцев водителя, которыми он этот ключ лишнее количество раз повернул, пока трогаться учился. Для того, чтобы понять, какой вред может быть причинён двигателю, если он глохнет, следует хотя бы немного разбираться в том, как он работает. Возьмём отдельно взятый цилиндр. В процессе двух оборотов коленчатого вала в цилиндре совершается 4 такта. Первым является такт впуска. В нужный момент открывается впускной клапан и поршень, двигаясь вниз, пассивно втягивает воздух в цилиндр. Точно так же в шприц набираются всякие жидкие препараты. При наличии турбины она уже активно увеличивает объём воздуха, попадающий в цилиндр. После прохождения поршнем нижней мёртвой точки начинается 2-й такт – такт сжатия. Впускной клапан закрывается и поршень двигается обратно к верхней мёртвой точке, сжимая воздух в цилиндре. В современных двигателях в конце такта сжатия впрыскивается топливо и образуется топливо-воздушная смесь. Так же в конце такта сжатия происходит воспламенение этой смеси. В бензиновых двигателях посредством электрического разряда на свече зажигания, а в дизельных смесь самовоспламеняется за счёт сжатия и связанного с этим нагрева. Почти с этого момента начинается 3-й такт – рабочий ход. Поршень продавливается вниз под действием расширяющихся газов после воспламенения топливной смеси. Когда поршень дойдёт до нижней мёртвой точки, откроется выпускной клапан и начнётся последний 4-й такт – такт выпуска отработавших газов. Двигаясь вверх, поршень выталкивает эти газы из цилиндра. После закрывается выпускной клапан , снова открывается впускной и цикл повторяется. Большинство автомобильных двигателей на сегодняшний день имеет 4 и более цилиндров. Таким образом при работе двигателя ежемоментно осуществляются все 4 такта – в каждом цилиндре свой. Если просто выключить зажигание, прекратится впрыск топлива и не будет электрического разряда на свече зажигания, но двигатель не останавливается мгновенно. Такт рабочего хода, если уж воспламенение топливной смеси произошло, всегда заканчивается полностью. К коленчатому валу прикреплён довольно тяжёлый маховик, да и сам он нелёгкий со своими противовесами. По инерции он ещё немного проворачивается, а тут уже открывается выпускной клапан. Т.е. отработавшие газы под давлением в цилиндре не остаются. Но что же происходит, если двигатель останавливается в результате неверных действий водителя при начале движения? А происходит то, что поршень резко останавливается в любой случайной точке своего хода при любом такте. Вся опасность заключена в незаконченном такте рабочего хода. Газы горят и стремятся к резкому расширению, давление при этом внушительное, а Вы берёте и останавливаете поршень. Рассчитывать на демпферные пружины диска сцепления здесь не приходится. Самые тяжёлые последствия происходят, если поршень останавливается у верхней мёртвой точки. Объём камеры сгорания очень мал. Горение и расширение газов происходит в этом малом объёме. После остановки двигателя прекращается движение охлаждающей жидкости, а так же моторного масла, одной из функций которого является охлаждение поршня. Газы всё же находят, куда им просочиться. Они просачиваются в картер, пытаются пролезть через минимальные зазоры клапанов. При этом длительность такого процесса не в пользу двигателя - так образуются отложения. Когда водители говорят о закоксовывании клапанов и поршневых колец – частично как раз об этом. Так же газы могут пробить прокладку между головкой блока цилиндров двигателя и самим блоком. В дополнение возможно прогорание клапанов и поршней. Вот чем опасна непреднамеренная остановка двигателя. Однако начинающему водителю хвататься за голову не стоит. Тут многое зависит от везения, а вернее от тотального невезения. Чтобы случилось что-то плохое, Вы должны заглохнуть даже не полсотни раз и так, чтобы всякий раз такт рабочего хода происходил в одном и том же цилиндре. Если Вы такой жёсткий неудачник, даже не знаю, что Вам посоветовать. К таким последствиям приводят всё-таки не разовые случаи у начинающего автовладельца при эксплуатации личного транспортного средства, а регулярное издевательство над автомобилем. В наибольшей степени это касается учебных автомобилей. И здесь я хочу предупредить тех, кто уже работает инструктором в автошколе или только собирается им стать. Увы, инструкторов, которые учат начинать движение так сказать без газа, остаётся много. Однако не каждый автомобиль так трогается и не в любых условиях. Порой доходит до того, что, если автомобиль кое-как ползёт без газа вверх по учебной эстакаде, то инструктор так и учит. Некоторые инструкторы на протяжении всего курса практики запрещают ученику трогать педаль акселератора до того, как тот полностью отпустит педаль сцепления. Вот так "обученные" ученики наиболее часто глохнут на экзамене, если им достаётся другой автомобиль. А что это за другой автомобиль? Это Ваш автомобиль, который Вы бережёте и обучаете как следует. Если при обучении Вы чувствуете, что ученик вот-вот заглохнет, Вы спасаете ситуацию, выключая сцепление посредством дополнительной педали. Однако на экзамене инспектор этого не делает и, если кандидат в водители совершает ошибку при начале движения, инспектор ждёт её логического завершения, чтобы поставить штрафной балл. И вот тут-то на многочисленных экзаменах, на которые Вы вынуждены предоставлять свой автомобиль, его двигатель планомерно уничтожается. И самое печальное – осознавать то, что уничтожается двигатель вовсе не учениками, а Вашими же коллегами, обучающими трогаться, как говорится, на одном сцеплении. Собственно, на этом всё. Счастливой и долгой жизни Вам и Вашему железному коню!