Найти в Дзене

В.П. Астафьев "Звездопад"

Оглавление

Пролог

Девяносто девять лет со дня рождения Виктора Петровича отмечалось 1 мая. Отмечалось, естественно, в селе Овсянка (это 20 километров от Красноярска а сторону города Дивногорска).

Виктор Петрович Астафьев на берегу Енисея (фото из свободного доступа)
Виктор Петрович Астафьев на берегу Енисея (фото из свободного доступа)

Начну издалека

Начну издалека. Понятно, что А.С. Пушкин - это наше всё. Но у каждого читателя есть и второй писатель, про которого он скажет с гордостью. В Тульской области это будет Лев Толстой, в Нижнем Новгороде, все понимают, что М. Горький, в Таганроге - Антон Павлович, в Иркутской области - Валентин Распутин. Для меня второй писатель после Пушкина, о котором я скажу с гордостью - это Виктор Петрович Астафьев. А как иначе, если место рождения у меня - село Овсянка Красноярского края, один в один, как и у Петровича. Конечно, лично я знаком с ним не был, но несколько раз видел. Распутина тоже, кстати, видел, когда он гостил у Астафьева. Помню, как они неспешно прогуливались по Дивногорску. Астафьев, Распутин и Анатолий Буйлов. Вот Буйлова я знал лично и общался с ним, показывал ему свои первые рассказы, но это другая история.

Виктор Астафьев в представлении не нуждается. Тем не менее скажу - это яркий представитель солдатской прозы, писатель - деревенщик. Самые известные работы - "Последний поклон" и "Царь-рыба" характеризуют Виктора Петровича, как крупного писателя. Это классик советской литературы. Он в одном ряду с Ф. Абрамовым, В. Беловым, П. Проскуриным, В. Липатовым.

В общем, я с первого класса знал, что есть такой Виктор Петрович Астафьев, что он известный писатель и наш земляк. Хотя в то время он ещё не вернулся в Красноярск, это произойдёт несколько позднее, в 1980 году. Тогда же в окрестностях Красноярска, а именно в городе Дивногорске появится съёмочная группа во главе с режиссёром Игорем Таланкиным и приступит к съёмкам фильма "Звездопад" по мотивам произведений Виктора Петровича.

Памятник В.П. Астафьеву в Красноярске (фото автора)
Памятник В.П. Астафьеву в Красноярске (фото автора)

"Звездопад"

Существуют замечательные фильмы о войне (если, конечно, фильмы о войне могут быть замечательными). Ну, например: "Судьба человека", "Они сражались за Родину", "...А зори здесь тихие". Запоминающиеся, узнаваемые. Астафьев вполне заслуживал того, чтобы экранизация его произведений тоже была запоминающейся. Ан, нет. Не сложилось. Почему? Сейчас постараемся ответить. Постараемся ответить.

Дело в том, что "Звездопад" - это, скорее, конкурсная работа, фильм для фестиваля, чем продукт, рассчитанный на массового зрителя. Игорь Таланкин (он же Индустрий Таланкин) замахнулся на кино по формату близкое к работам Андрея Тарковского. Я здесь не утверждаю, что Таланкин его копирует, но использует тот же набор инструментов. Внутрикадровый монтаж, это когда камера отъезжает - наезжает, меняется фокус, и всё это происходит внутри одного кадра. Длинные планы, глубинный кадр, нелинейное повествование. На всё на это накладывается музыка Альфреда Шнитке, очень своеобразная музыка, очень сильно отличается от киномузыки Таривердиева или Андрея Петрова. Несомненно такое кино имеет особую художественную ценность, но удержать зрителя у экрана таким фильмом сложно.

Из известных в фильме задействованы Алла Демидова, Дарья Михайлова, Вера Глаголева.

В двух словах расскажу о чём это кино. О любви. Раненый боец, совсем молоденький - девятнадцать лет влюбляется в медсестру Лиду в госпитале. Лида отвечает взаимностью. Казалось бы всё должно сложиться хорошо, но мама девушки вмешивается в их отношения. Затем близкая разлука эти отношения усложняет. В общем, получилась очень грустная история.

Грустная история (фото из свободного доступа)
Грустная история (фото из свободного доступа)

В фильме параллельно основному повествованию идёт, как бы вторая сюжетная линия, - картинки из детства мальчика. Это, своего рода, авторское кино, внутри основной темы картины. Натурные съёмки проходили на родине писателя. Там даже случилась интересная история, когда на роль девочки взяли девочку из ближайшего детского сада в Дивногорске. Мама пришла забирать девочку из сада, а ребёнок (Надя Бочкова) находится на съёмочной площадке. Об этом и, вообще, о том, как снималась картина мне много позднее рассказывала сама Надежда Владимировна. Роль у неё удалась, но актрисой она не стала, как часто бывает с детьми, которые случайно попали в кино.

Надя Бочкова в роли девочки (фото из свободного доступа)
Надя Бочкова в роли девочки (фото из свободного доступа)

Повторюсь, историю можно было бы сделать яркой и узнаваемой. Но лично я не помню, чтобы "Звездопад" показывали по телевидению. Вот вроде бы всё хорошо: и сам материал, и режиссёр, и актёрский состав, а фильм в итоге оказался в ряду забытых кинолент.

Несколько слов об Астафьеве

Несколько слов об Астафьеве. Я порой думаю, как мог здесь появиться талант такого уровня. Родился в сибирской деревне, отца посадили, мать погибла. Детский дом, ФЗО, война - судьбинушкая такая, что не позавидуешь, а вот однако же, - писатель. У Виктора Петровича была репутация мудрого человека, философа. К нему в гости стремились попасть и президент страны, и известный режиссёр, и известный актёр. К нему шли и шли, даже просто, чтобы засвидетельствовать своё почтение. При этом, Астафьев не принадлежал к числу утончённых интеллигентов.

Георгий Жженов в гостях у Астафьева (фото из свободного доступа)
Георгий Жженов в гостях у Астафьева (фото из свободного доступа)

Сегодня в родном селе Виктора Петровича действует Дом-музей писателя и Библиотека-музей - очень красивое здание в стиле модерн работы известного архитектора Арэга Демирханова.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Архитектура здания несколько непривычна для Сибири, вероятно, здесь сказалось происхождение автора, который то ли умышленно, то ли неосознанно внёс в проект армянско-грузинские мотивы.

На этом всё. Если вы ещё не читали Астафьева, то непременно сделайте это. Фильм "Звездопад" тоже стоит посмотреть, пусть он не зрелищный, но эстетика художественного кино там присутствует.