Обучение в школе не всегда даётся легко. Дети большую часть года проводят с «чужими» ребятами (одноклассниками) и «посторонними»” взрослыми (учителями): школа занимает не менее 5-6 часов в день. Поэтому важно наладить и дружеское общение, и учебно-деловые отношения. Вполне вероятно, что ребёнок может быть не в восторге от одного или нескольких педагогов. Что делать и как помочь в такой ситуации, рассказывает практикующий психолог Наталия Дербенева.
Причины
Родителям всегда нужно слушать, сопереживать и понимать, о чём говорит их ребенок, если он испытывает негативные чувства, в том числе когда ему не нравится его учитель. В конце концов, это может стать очень серьёзной проблемой, и ваш во всём остальном счастливый сын или дочь будет себя ощущать себя проигнорированным или недооценённым. Но главное здесь не торопиться с выводами и разобраться, что именно не устраивает: дети не всегда могут чётко определить, что действительно их беспокоит. Они и сами иногда капризны, непослушны и прибегают к манипуляциям. Самое важное — это разобраться с понятием «не нравится». Учитель скучный, педантичный, требовательный, грубый или иное. Это могут быть даже заурядные вещи, например, громкий голос педагога. Тогда ребёнка можно просто пересадить на заднюю парту. Или проблема сложнее, и нужно предпринимать какие-то действия.
План действий
Роль родителя требует, чтобы он вмешивался, если случается что-то ненормальное. Раз вам огласили проблему, то необходимо разработать план, что делать. Но важно помнить, что стратегическая цель школы — учёба. Детям стоит напоминать, что педагог не обязан нравиться, его задача — учить. Речь идёт о том, как найти точки соприкосновения, чтобы всем было комфортно и результативно делать общее дело.
Итак, первое, что я советую родителям выяснить: насколько вежлив ваш ребёнок. Уважительно ли он разговаривает с учителем, здоровается, спрашивает разрешение и т.д. Готовится ли он к уроку, выполняет домашнее задание? Соберите информацию. Поговорите с ребёнком, с другими родителями, с классным руководителем: так вы сможете выстроить более объективную картину. Поговорите с учителем. После этого можно даже организовать разговор, в котором ребёнок примет участие, ведь есть вероятность, что ему сложно сказать что-то педагогу в лицо, а тот даже не догадывается о происходящем или не обращает внимания на значимые для ребёнка детали. С вашей поддержкой маленькому ученику будет легче озвучить то, что его беспокоит. Полезная практика, к которой мы прибегаем и в нашем детском саду. Совсем недавно мы разбирались с похожей ситуацией, и ребёнок сам смог сформулировать ряд претензий в разговоре с учителем. Ему не нравилось, когда напротив его фамилии ставят минус, хоть это и временная пометка. Второе — ему было некомфортно, когда делают много замечаний и разговаривают строгим тоном. Всё это смог объяснить семилетний ребёнок, и это уже не абстрактное «мне не нравится», а конкретные вещи, и с ними можно работать.
Читайте также: Как рассказать детям про войну в зависимости от возраста: рассказывает психолог
Учебный материал
Иногда ваш ребёнок может сказать, что ему не нравится учитель, хотя на самом деле это совсем не личное. Ему просто не нравится предмет, и он не вовлечён в процесс. Выясните, что происходит. Может быть, ему скучно и он не активен на уроке, или ничего не понимает, отстал от класса и т.д. В таком случае помощь репетитора или дополнительные уроки позволят ему справиться с материалом, который не так легко даётся. И, опять-таки, дети имеют право любить или не любить предмет, как имеют право не любить учителя. Но у них есть обязанности: уважать, учиться и трудиться. Ситуация, когда у него что-то не получается в учёбе или во взаимоотношениях, может стать первым опытом, как справиться с трудностями.
Поэтому может быть полезным напомнить ребёнку о положительном опыте преодоления трудных задач в прошлом. Возможно, ему было сложно писать курсивом, но с практикой он приобрёл новый навык. Или, может быть, сначала ему не нравилось заниматься карате, но позже это стало его любимым занятием. Так и здесь, поддержите его, возьмите дополнительные уроки и попросите тянуть руку на занятиях, показать учителю себя с новой стороны. Через месяц проверьте, изменилось или не изменилось его отношение к учителю и предмету.
Что точно нельзя делать?
Никогда не следует идти через голову учителя к администрации. Часто родители, не разобравшись в ситуации, сразу занимают агрессивную позицию и бегут к директору или вовсе переводят в другую школу. Обращение к педагогу напрямую — знак того, что взрослые хотят понять, что происходит, что им интересно его мнение, а не скандал. Ведь конечная цель — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Это ваша возможность научить ребёнка выстраивать отношения, когда что-то идёт не так, и не сбегать от проблем.