В садике злая няня Раиса Ивановна
однажды поманила меня пальцем. Залезла в карман фартука и дала мне две плотных бумажки. Награду. За то, что я хорошо себя веду. И за то, что я умею читать и другим детям читаю книжки.
Я не всегда читала. Иногда от себя рассказывала. Сказки и истории. То, что я вижу. Про волшебных позрачных существ, добрых и злых, которыми наполнен мир. Я их тогда еще видела. Они не совсем прозрачные, - как матовое стекло. И рядом с добрыми людьми много добрых существ. А злые редко бывают, - они не опасные, просто мрачные и пустые внутри.
Няня вот была злая. Она била детей и кричала на них. И меня один раз трясла за шиворот, но и только. Злая, добрая - дети так говорят.
Ну вот, няня дала мне эти бумажки. И повела за столик, называя по фамилии. Нас почему-то звали всех по фамилиям.
Няня налила в блюдце теплой воды. И велела положить туда бумажки. А потом вынула их, мокрые. И показала, как надо пальчиком тереть размокший верхний слой.
Этот слой скрывал глянцевую, яркую, невероятно красивую картинку!
Я была потрясена. Душа моя трепетала от восторга. Не дыша, я терла мокрую бумажку, скатывала ее пальчиком...
На одной картинке был паровоз! Дым идет из трубы. Старинный паровоз, великолепный, поразительный.
А вторую картинку я оттерла, - там был ангел.
Да, ангел с крыльями. Ангелок.
Это были очень старые картинки. Дореволюционные картинки. И откуда они оказались у няни из детского сада в семьдесят третьем году - совершенно непонятно.
Но ангел был! Такой же, как в старинных книгах сказок Андерсена и братьев Гримм. У меня дома были такие книги.
Я сидела и смотрела на ангела. Не могла оторвать взгляд. Лаковая, яркая, упоительная картинка. И ангел улыбался грустно, как будто бы все знал наперед...
- Я ангела заберу, - тревожно сказала няня. - Паровоз себе оставь. А ангела заберу. Поглядела и хватит, так ведь?
Так. Совешеннейшая это правда. Поглядела и хватит. Паровозов в жизни сколько угодно. А ангела достаточно на миг увидеть, чтобы помнить всю жизнь.
Спасибо ей за ангела. Она сама не знала, что дала мне. И сразу отняла, - но это же ее картинки. Мне паровоз остался.
И память об ангеле.
И знание: иногда реальность так себе. Мутная и тревожная. Неясная. Но под верхним слоем - ангелы. И они всех нас спасут. За пеленой - ангелы. Чудо. Иногда в это просто надо верить. И другим рассказывать, когда грустно или тревожно на душе...
Анна Кирьянова