Найти в Дзене

Фильм «В центре внимания» или какой должна быть свободная пресса

Оглавление

«Один промолчит, другой отвернётся — и вот уже весь город ничего не замечает» - цитата из фильма «В центре внимания».

В 1993 году главный совещательный форум ООН объявил 3 мая Международным днем свободы печати. Это заключение стало следствием деятельности Генерального съезда ЮНЕСКО, заявившим, что независимая и свободная печать - обязательная составляющая каждого демократического государства.

День свободы печати является ежегодным напоминанием международному сообществу о том, что свобода печати и свобода выражения мнений являются основными правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека. Мы должны защищать эти права, поскольку они представляют собой основу демократии и оказывают реальное воздействие на жизнь людей во всем мире.

Вот так или приблизительно так подается информация об этом празднике читателям СМИ в официальных сообщениях.

И статью эту я хотела выложить на канал еще вчера, но не случилось. Поэтому сегодня.

Все официальные слова — правильные, и не будет лишним напомнить о них в очередной раз.

Но мы с вами о свободной прессе поговорим, вспоминая фильм «В центре внимания» американского режиссёра Тома Маккарти.

Сценарий к этому фильму совместно написали сам Маккарти и Джош Сингер.

Фильм основан на реальных событиях, связанных со скандалом вокруг &ексуальных домогательств в католической церкви, произошедшим в Бостоне и приведшим к отставке кардинала Бернарда Лоу.

Основной сюжетной линией «В центре внимания» является журналистское расследование еженедельника  The Boston Globe, которое происходит с подачи нового главного редактора Марти Бэрона (Лив Шрайбер).

Кадры из фильма.
Кадры из фильма.

Расследованием занимаются всего несколько журналистов, которые работают в отделе под таким же названием, что и сам фильм - Майкл Резендес (Марк Руффало), Уолтер «Робби» Робинсон (Майкл Китон), Саша Пфайффер (Рейчел Макадамс), Мэтт Кэрролл (Брайан д’Арси Джеймс).

История в фильме начинается с того, что Бэрон знакомится в газете с колонкой юриста Митчелла Гарабедяна (Стэнли Туччи), который заявляет, что архиепарх Бостона кардинал Бернард Лоу знал, что Джон Геоган совершал &ексуальное насилие над детьми, и ничего не сделал, чтобы остановить его.

Реальные Джон Джозеф Геоган и Бернард Фрэнсис Лоу.
Реальные Джон Джозеф Геоган и Бернард Фрэнсис Лоу.

Бэрон ставит перед журналистами задачу - не только вывести на чистую воду насильников-%едофилов, но и доказать, что это не просто сбой в сознании у нескольких священников, а целая система.

Цитата из фильма:

Марти Бэрон: Надо сфокусироваться на самом институте церкви, а не на отдельных её представителях. Церковь говорит одно, а делает другое. Расскажите мне, как церковная система защищает педофилов от выдвинутых обвинений, как она восстанавливает их в других приходах. Докажите, что это системный подход, установка сверху.
Бен Брэдли: Значит, наша цель — кардинал Лоу.
Марти Бэрон: Наша цель — вся система.

То, как делают свою важную работу журналисты отдела «В центре внимания», можно смело отнести к свободной журналистике. По-другому и не могло быть, так как главный редактор газеты четко придерживается своей позиции - «Я лично придерживаюсь мнения, что любая газета выполняет свою функцию только в условиях максимальной обособленности».

В процессе разбирательства на главного редактора и журналистов отдела оказывается колоссальное давление со стороны властей, которые под прикрытием любви к городу и заботе о его жителях пытаются сделать добропорядочную мину при плохой игре.

Естественно, не молчит и Церковь во главе с кардиналом.

Вот от этих повелителей судеб можно было ожидать чего угодно - начиная с элементарной потери работы и заканчивая потерей физического и психологического здоровья, а то и жизни.

Кадры из фильма.
Кадры из фильма.

Самое интересное, что многие прихожане были настолько подвержены влиянию со стороны церкви, что несмотря на тяжелейшие преступления большого количества священников католической церкви, оправдывали их поступки. Если и не оправдывали, то с пониманием относились к причинам, толкнувших их на эту жуть.

Надо обладать смелостью, чтобы сделать вызов такой влиятельной системе, хотя прессу и принято называть "четвертой властью". Для противостояния Церкви даже этой власти может не хватить.

В фильме нет никаких сцен &асилия и слишком отворенных рассказов и деталей от пострадавших. Но зато есть великолепный сценарий, потрясающая режиссерская работа, талантливейший актерский состав.

И смотрится фильм на одном дыхании, но с тяжестью в груди (в зависимости от вашего уровня эмпатии) и с немым вопросом, как это вообще могло происходить в мире, где люди ищут покой и веру.

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Поделитесь своим впечатлением о фильме, если смотрели. Как вы вообще, дорогие читатели, относитесь к такому жанру в кинематографе?

_______________________________________________________________________

Читайте и смотрите также:

Если вам понравилась статья – поставьте «лайк» и поделитесь своим мнением . Поддержите канал!

Добавьте канал Ирина Ярославцева и "RL Разные Люди" в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.