«Один промолчит, другой отвернётся — и вот уже весь город ничего не замечает» - цитата из фильма «В центре внимания».
В 1993 году главный совещательный форум ООН объявил 3 мая Международным днем свободы печати. Это заключение стало следствием деятельности Генерального съезда ЮНЕСКО, заявившим, что независимая и свободная печать - обязательная составляющая каждого демократического государства.
День свободы печати является ежегодным напоминанием международному сообществу о том, что свобода печати и свобода выражения мнений являются основными правами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека. Мы должны защищать эти права, поскольку они представляют собой основу демократии и оказывают реальное воздействие на жизнь людей во всем мире.
Вот так или приблизительно так подается информация об этом празднике читателям СМИ в официальных сообщениях.
И статью эту я хотела выложить на канал еще вчера, но не случилось. Поэтому сегодня.
Все официальные слова — правильные, и не будет лишним напомнить о них в очередной раз.
Но мы с вами о свободной прессе поговорим, вспоминая фильм «В центре внимания» американского режиссёра Тома Маккарти.
Сценарий к этому фильму совместно написали сам Маккарти и Джош Сингер.
Фильм основан на реальных событиях, связанных со скандалом вокруг &ексуальных домогательств в католической церкви, произошедшим в Бостоне и приведшим к отставке кардинала Бернарда Лоу.
Основной сюжетной линией «В центре внимания» является журналистское расследование еженедельника The Boston Globe, которое происходит с подачи нового главного редактора Марти Бэрона (Лив Шрайбер).
Расследованием занимаются всего несколько журналистов, которые работают в отделе под таким же названием, что и сам фильм - Майкл Резендес (Марк Руффало), Уолтер «Робби» Робинсон (Майкл Китон), Саша Пфайффер (Рейчел Макадамс), Мэтт Кэрролл (Брайан д’Арси Джеймс).
История в фильме начинается с того, что Бэрон знакомится в газете с колонкой юриста Митчелла Гарабедяна (Стэнли Туччи), который заявляет, что архиепарх Бостона кардинал Бернард Лоу знал, что Джон Геоган совершал &ексуальное насилие над детьми, и ничего не сделал, чтобы остановить его.
Бэрон ставит перед журналистами задачу - не только вывести на чистую воду насильников-%едофилов, но и доказать, что это не просто сбой в сознании у нескольких священников, а целая система.
Цитата из фильма:
Марти Бэрон: Надо сфокусироваться на самом институте церкви, а не на отдельных её представителях. Церковь говорит одно, а делает другое. Расскажите мне, как церковная система защищает педофилов от выдвинутых обвинений, как она восстанавливает их в других приходах. Докажите, что это системный подход, установка сверху.
Бен Брэдли: Значит, наша цель — кардинал Лоу.
Марти Бэрон: Наша цель — вся система.
То, как делают свою важную работу журналисты отдела «В центре внимания», можно смело отнести к свободной журналистике. По-другому и не могло быть, так как главный редактор газеты четко придерживается своей позиции - «Я лично придерживаюсь мнения, что любая газета выполняет свою функцию только в условиях максимальной обособленности».
В процессе разбирательства на главного редактора и журналистов отдела оказывается колоссальное давление со стороны властей, которые под прикрытием любви к городу и заботе о его жителях пытаются сделать добропорядочную мину при плохой игре.
Естественно, не молчит и Церковь во главе с кардиналом.
Вот от этих повелителей судеб можно было ожидать чего угодно - начиная с элементарной потери работы и заканчивая потерей физического и психологического здоровья, а то и жизни.
Самое интересное, что многие прихожане были настолько подвержены влиянию со стороны церкви, что несмотря на тяжелейшие преступления большого количества священников католической церкви, оправдывали их поступки. Если и не оправдывали, то с пониманием относились к причинам, толкнувших их на эту жуть.
Надо обладать смелостью, чтобы сделать вызов такой влиятельной системе, хотя прессу и принято называть "четвертой властью". Для противостояния Церкви даже этой власти может не хватить.
В фильме нет никаких сцен &асилия и слишком отворенных рассказов и деталей от пострадавших. Но зато есть великолепный сценарий, потрясающая режиссерская работа, талантливейший актерский состав.
И смотрится фильм на одном дыхании, но с тяжестью в груди (в зависимости от вашего уровня эмпатии) и с немым вопросом, как это вообще могло происходить в мире, где люди ищут покой и веру.
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Поделитесь своим впечатлением о фильме, если смотрели. Как вы вообще, дорогие читатели, относитесь к такому жанру в кинематографе?
_______________________________________________________________________
Читайте и смотрите также:
Если вам понравилась статья – поставьте «лайк» и поделитесь своим мнением . Поддержите канал!
Добавьте канал Ирина Ярославцева и "RL Разные Люди" в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.