Ребенок может не получать удовольствия от обучения в школе, самого посещения школы. Воспринимать школу, как каторгу, на которую вынужден ходить. Может не понимать и даже не задумываться о том, как ему могут пригодиться знания из школьной программы в будущем. Иными словами, - внутренней мотивации учиться в школе, у него может и не быть. Увы, чаще всего так оно и есть.
Когда спрашиваешь у ребенка или подростка зачем ты учишься, ходишь в школу чаще всего можно услышать:
- чтобы не отобрали гаджеты
- не ругали (или просто отстали)
- дали то, что пообещали (вознаграждение от родителей)
- возможность общаться с друзьями
- чтобы похвалили или поставили хорошую оценку/не оставили на второй год.
Всё это примеры внешней мотивации (тот самый родительский «кнут и пряник»). Причем наивно ждать, что ее надолго хватает. Внешняя учебная мотивация не устойчива и нуждается в постоянном подкреплении, из раза в раз, монотонный энергозатратный родительский труд. Тем временем, что происходит дома:
- да, родитель от этого очень сильно устает (приходит со своей работы на домашний полигон военных действий за успеваемость, и вообще-то успевает отдыхать?)
- да, домашние скандалы на фоне обсуждения «школы» выматывают всех (желание спрятаться на фоне озлобленности всех на всех, - частое явление)
- да, и у родителя, и у ребенка на фоне обсуждения школы и уроков может возникать весь спектр неприятных чувств (злость, ярость, страх, ощущение безысходности)
Чего хочется родителю и ребенку в такой ситуации: чтобы всё это прекратилось. Что делают психологи в таких ситуациях:
- нормализуют и позволяют выразить все накопившиеся чувства
(как родителю, так и ребенку/подростку)
- помогают родителю простроить или скорректировать систему внешней мотивации
(с опорой на возможности родителя и потребности ребенка/подростка)
- помогают родителю «надеть на себя кислородную маску»
(помним, что чаще всего родитель к нам приходит глубоко истощенный, без сил и ресурсов двигать, куда бы то ни было)
- помогают ребенку/подростку понять свой индивидуальный (комфортный) способ обучения
(это и элементы тайм-менеджмента, и навыки саморегуляции, возможно осознанности)
- обсуждают с родителями принципы оказания помощи в процессе обучения
(как и какую помощь предлагать ребенку/подростку, который сталкивается с трудностями в учебе)
- стараются крайне корректно донести до родителя, что его «зачем учиться?», может кардинально отличаться от ответа его ребенка/подростка
В завершении, в качестве примера приведу упражнения на ресурс, которое я очень часто даю родителям:
Прислушайтесь к себе, сегодня были ли у вас какие-то дела или события, которые принесли вам положительные эмоции, радость. Сколько их было? Посчитайте их. Если их было меньше 10-15 прислушайтесь к себе, и постарайтесь ответить на вопрос «Что я могу сегодня сделать, чтобы порадовать себя?». Это может быть всё что угодно, - вкусняшки, прогулки, приятное общение, любимое занятие, всё то, что принесет вам положительные эмоции, радость. 10-15 дел событий это тот минимум, который позволит вам что-то менять в своей жизни. Истощенный родитель при всем желание не сможет воплотить в жизнь даже самые лучшие рекомендации от психолога.
P.s.: Для психологов апрель-май это знаковые месяцы, когда родители толпами ведут своих детей/подростков к психологу. Повторюсь, психолог не осуждает, … а, обсуждает и помогает, по мере своих сил и компетенций.
Успехов всем, понимания и продуктивности.