Найти тему

Сделайте так, чтобы он захотел учиться в школе (делаем, то что можем)

Ребенок может не получать удовольствия от обучения в школе, самого посещения школы. Воспринимать школу, как каторгу, на которую вынужден ходить. Может не понимать и даже не задумываться о том, как ему могут пригодиться знания из школьной программы в будущем. Иными словами, - внутренней мотивации учиться в школе, у него может и не быть. Увы, чаще всего так оно и есть.

Когда спрашиваешь у ребенка или подростка зачем ты учишься, ходишь в школу чаще всего можно услышать:

  • чтобы не отобрали гаджеты
  • не ругали (или просто отстали)
  • дали то, что пообещали (вознаграждение от родителей)
  • возможность общаться с друзьями
  • чтобы похвалили или поставили хорошую оценку/не оставили на второй год.

Всё это примеры внешней мотивации (тот самый родительский «кнут и пряник»). Причем наивно ждать, что ее надолго хватает. Внешняя учебная мотивация не устойчива и нуждается в постоянном подкреплении, из раза в раз, монотонный энергозатратный родительский труд. Тем временем, что происходит дома:

  • да, родитель от этого очень сильно устает (приходит со своей работы на домашний полигон военных действий за успеваемость, и вообще-то успевает отдыхать?)
  • да, домашние скандалы на фоне обсуждения «школы» выматывают всех (желание спрятаться на фоне озлобленности всех на всех, - частое явление)
  • да, и у родителя, и у ребенка на фоне обсуждения школы и уроков может возникать весь спектр неприятных чувств (злость, ярость, страх, ощущение безысходности)

Чего хочется родителю и ребенку в такой ситуации: чтобы всё это прекратилось. Что делают психологи в таких ситуациях:

  • нормализуют и позволяют выразить все накопившиеся чувства

(как родителю, так и ребенку/подростку)

  • помогают родителю простроить или скорректировать систему внешней мотивации

(с опорой на возможности родителя и потребности ребенка/подростка)

  • помогают родителю «надеть на себя кислородную маску»

(помним, что чаще всего родитель к нам приходит глубоко истощенный, без сил и ресурсов двигать, куда бы то ни было)

- помогают ребенку/подростку понять свой индивидуальный (комфортный) способ обучения

(это и элементы тайм-менеджмента, и навыки саморегуляции, возможно осознанности)

  • обсуждают с родителями принципы оказания помощи в процессе обучения

(как и какую помощь предлагать ребенку/подростку, который сталкивается с трудностями в учебе)

  • стараются крайне корректно донести до родителя, что его «зачем учиться?», может кардинально отличаться от ответа его ребенка/подростка

В завершении, в качестве примера приведу упражнения на ресурс, которое я очень часто даю родителям:

Прислушайтесь к себе, сегодня были ли у вас какие-то дела или события, которые принесли вам положительные эмоции, радость. Сколько их было? Посчитайте их. Если их было меньше 10-15 прислушайтесь к себе, и постарайтесь ответить на вопрос «Что я могу сегодня сделать, чтобы порадовать себя?». Это может быть всё что угодно, - вкусняшки, прогулки, приятное общение, любимое занятие, всё то, что принесет вам положительные эмоции, радость. 10-15 дел событий это тот минимум, который позволит вам что-то менять в своей жизни. Истощенный родитель при всем желание не сможет воплотить в жизнь даже самые лучшие рекомендации от психолога.

P.s.: Для психологов апрель-май это знаковые месяцы, когда родители толпами ведут своих детей/подростков к психологу. Повторюсь, психолог не осуждает, … а, обсуждает и помогает, по мере своих сил и компетенций.

Успехов всем, понимания и продуктивности.