На платформе EMCR мы постоянно видим, что одни ваши вакансии успешны и привлекают сильных кандидатов. Другие, очень похожие, не вызывают интереса или привлекают совсем другую аудиторию. Мы задумались, почему так происходит? Со временем стали проявляться закономерности.
Вместе с карьерным консультантом Наталей Лапиной мы вывели 10 правил эффективного найма, которые подойдут как для профессиональных рекрутеров, так и для руководителей, которым приходится искать себе сотрудников в команду.
Правило N1: Вы не Goldman Sachs (и это нормально). Не пытайтесь вести себя как Goldman Sachs, где все хотят работать. Вы тоже можете находить себе сильных сотрудников (громкое имя не всегда является определяющим), но вам нужно действовать по-другому, например, предложить возможности роста или удаленный формат работы. То есть подчеркнуть те преимущества, которые привлекут нужных вам кандидатов.
Правило N2: Скажите, кто вам нужен и для чего. Четко опишите, кто вам нужен и для чего. Если вы сами не можете ясно сформулировать, кого и для чего вы ищете, то как это могут понять остальные? А если никто не поймет, то кто тогда будет откликаться?
Правило N3: Зацепите кандидата первым предложением. Вы сейчас читаете этот текст и думаете, смотреть видосик или свайпнуть ленту дальше. Также будет и с вашей вакансией! По первой фразе в описании кандидат должен понять, что обращаются именно к нему и захотеть узнать больше. Например, нужен финансовый аналитик, чтобы считать финмодели.
Правило N4: Обращайтесь к нужной аудитории. Не ищите на EMCR (соцсети для профессионалов финансовой сферы) сантехников. Их здесь нет. Среди сантехников аналитиков тоже искать не стоит. Забросить невод как можно шире - не лучший выбор. Вы и ваш идеальный кандидат разминетесь в толпе. Идите туда, где есть нужные вам специалисты.
Правило N5: Говорите с вашей аудиторией на ее языке. Важно использовать специальную терминологию, которая принята в профессиональной сфере сотрудника. Не пишите в требованиях к вакансии аналитика «уверенный пользователь Excel» - это вызывает смех и подразумевается по умолчанию. Сейлза по акциям (специалиста по продажам акций клиентам инвестиционного банка) тоже не стоит называть «менеджером по продажам».
Правило N6: Продайте кандидату свой бренд. Бренд нанимателя - ключевой фактор привлекательности вакансии. Бренд - это всегда история успеха, прошлого или будущего, к которой люди хотят присоединиться. Расскажите историю успеха своей компании. Да, вы не Goldman Sachs, но в чем-то вы можете быть лучше. Личный бренд руководителя также может компенсировать слабость корпоративного бренда. Продайте историю успеха нанимающих менеджеров, их планы и цели! Мы видим, что это работает.
Правило N7: Объясните, почему нужно идти именно к вам. Вы не привлечете людей к вашей вакансии тем, что вы красивый и у вас есть лапы, усы и хвост. Увы, вы не котик. Существует три ключевые ценности привлекают людей: бренд компании (история успеха), уровень зарплат и возможности профессионального роста (например, интересные проекты). Решите, какую ценность предлагаете вы и четко об этом расскажите. Еще есть «бантики» (удалёнка, плюшки в офисе, фитнес, парковка), кому-то это тоже важно.
Правило N8: Будьте реалистом. Не нужно искать двадцатипятилетних менеджеров с десятилетним опытом работы, разработчиков квантовых компьютеров из Google, которые хотели бы трудоустроиться в Урюпинске. Обязательно учитывайте, какие специалисты есть на рынке, и то, где вы находитесь с точки зрения, бренда, денег и возможностей для роста. Ищите только тех специалистов, которые существуют в реальности, и кого конкретно ВАМ по силам нанять. Планка требований должна быть адекватной.
Правило N9: Разговаривайте с заказчиком. Самый глупый вопрос - незаданный вопрос. Это нормально, что вы не знаете о работе заказчика и его пожеланиях столько же, сколько знает он. Вы не специалист в его сфере и не телепат. Нужно выудить информацию из головы заказчика, разложить ее по полочкам и упаковать в продающее описание. Также необходимо приземлить ожидания заказчика с учетом реальности. Не ищите того, кого нет, или кого вы не сможете нанять.
Правило N10: Следите за результатом, корректируйте описание. У вас мало откликов или заваливает нерелевантными откликами. Проблема может крыться том, что не совпадает 1. аудитория; 2. язык и описание; 3. ключевая ценность; 4. желание и реальность. Возможно, придется поэкспериментировать с этими переменными до получения нужного результата.