Мозг, безусловно, является нашим самым важным органом. Именно он отвечает за сновидения, принятие решений и бесперебойную работу всего организма. Он настолько важен для нашего существования, что смерть ствола мозга считается фактическим концом жизни. К сожалению, в массовом сознании существует множество мифов и искажений о мозге. Ниже приведены 10 из них, которые мы разоблачим.
Регенерация мозга
Уже на уроках биологии в начальных классах учат, что поврежденные нейроны отмирают и не восстанавливаются. Однако необходимы биологические исследования, чтобы обнаружить, что правда о регенеративных способностях мозга не столь очевидна. Если бы нейроны нельзя было перестроить, ползание по земле было бы величайшим человеческим достижением.
Пластичность мозга — тема, ставшая предметом многочисленных научных работ и сотен экспериментов. Уже известно, что в процессе обучения между нервными клетками устанавливаются новые связи. Это происходит в гиппокампе, что важно для передачи информации в долговременную память. И это еще не все — одни области мозга могут брать на себя функции других, если они повреждены. Это пока случаи из серии "необъяснимых медицинских случаев", но они случаются.
10% головного мозга
Один из самых популярных мифов о нашем мозге касается того, как много он задействован. Принято считать, что только 10% мозга используется людьми, а остальные 90% тратятся впустую. Вот почему мы не можем общаться телепатически, перемещать объекты силой мысли или левитировать.
Однако многочисленные неврологические исследования показывают, что нет области мозга, которая не использовалась бы ежедневно. Тривиальные действия, такие как поднятие стакана или чтение этих слов, требуют более 10% доли мозга. Хотя верно то, что некоторые части мозга используются меньше, чем другие, это является следствием вовлечения разных областей мозга в решение разных задач.
Кроссворды тренируют мозг
Многие люди считают, что разгадывание кроссвордов — лучший способ тренировать свой мозг. Да, навязчивые кроссворды, вероятно, повысят ваше красноречие и позволят быстро использовать слово в нужной ситуации, но не более того. Есть много способов развить свой мозг, но решение кроссвордов не входит в их число.
Интеллект развивается в ходе таких упражнений, которые являются для нас своего рода ,,вызовом,, особенно при изучении новых видов деятельности, таких как езда на велосипеде. Тогда разные области мозга активны одновременно, потому что надо быть осторожным, чтобы не врезаться в дерево и не пораниться. Как только мы научимся кататься на велосипеде, этот чрезвычайно приятный процесс уже не будет таким полезным для нашего мозга. Мы можем развивать мозг с помощью науки.
Разгадывая кроссворд, зная принципы его работы, мы не узнаем ничего нового, а лишь выявляем заученные в памяти слова. Это не создает новых нейронных связей, а значит, не улучшает состояние нашего мозга.
Алкоголь и нервные клетки
Разрушение нервных клеток — один из наиболее часто цитируемых аргументов против употребления алкоголя. К сожалению, многих это не убеждает, ведь количество людей, пристрастившихся к алкоголю, планомерно растет с каждым годом. Это не совсем правда.
Бутылка пива или бокал вина не убивают автоматически сотни нейронов. Молекулы этанола атакуют вовсе не нервные клетки, а синапсы, их соединения. Вот почему после выпивки мы медленнее соображаем, у нас ухудшается понимание реальности и двигательные функции. Негативное действие алкоголя проявляется только после длительного, компульсивного употребления алкоголя. Фактически наблюдается алкогольная деменция, нарушения концентрации внимания, потеря памяти или резкое снижение когнитивных способностей. Однако это вызвано не гибелью нейронов, а деградацией синаптических связей. Интересно, что исследования показали, что умеренное количество алкоголя стимулирует мышление.
Подсознательные сигналы
Несмотря на то, что показывают в некоторых фильмах, подсознательные сигналы не превратят нас в кровожадных монстров. Мнения разделились о том, используются ли они создателями рекламы и действительно ли эти сигналы могут убедить нас купить данный продукт. Нет заслуживающих доверия исследований, указывающих на то, что на принятие решений можно повлиять иначе, чем с помощью популярной социальной инженерии.
Но всех беспокоят подсознательные сигналы! Этот миф родился в 1957 году, когда Джеймс Викари, специалист по рекламе, включил в фильм незаметные сигналы «пей колу» и «ешь попкорн». После выхода в эфир фильмов со скрытым содержанием увеличились продажи колы и попкорна... К сожалению, спустя 5 лет Викари признал, что весь эксперимент был выдуманный. Чтобы рекламное сообщение сработало, оно должно сознательно дойти до нашего мозга., а не через подсознательную систему.
Классическая музыка и уровень IQ
Среди молодых родителей бытует легенда, что включая ребенку классическую музыку мы напрямую влияем на его интеллект. Правда, есть публикации, вроде бы подтверждающие этот тезис, но большинство ученых его не признают.
То, что взрослый, слушая классическую музыку, повышает IQ, является совершенной выдумкой. В 1993 году его предложила Фрэнсис Раушер, которая провела исследование, согласно которому прослушивание сонат Моцарта улучшило так называемое пространственное мышление.
Но улучшение пространственного мышления было недолгим. К сожалению, подобных результатов больше никому не удалось получить, и вся эта история стала легендой. Однако это не умаляет ценности самой классической музыки, которая не только красива, но и обладает успокаивающим действием.
Доминантное полушарие головного мозга
Существует множество мифов о полушариях головного мозга. Один из них заключается в том, что левое полушарие отвечает за одни виды деятельности, а правое за другие. Этот тезис был создан в 1960-х годах, когда были начаты исследования активности мозга. Во многих старых медицинских атласах для детей можно найти рисунки, в которых есть утверждения о том, что левое полушарие мозга отвечает за принятие решений, а правое — за эмоции и творчество.
Сегодня уже известно, что ничего подобного не происходит, и оба полушария дополняют друг друга. На самом деле полушария работают независимо, но активны они одновременно. Тот факт, что одни люди имеют склонность к творчеству, а другие — к математике, подтверждается не большей активностью одного из полушарий головного мозга, а генетическими условиями. Следовательно не существует такого понятия, как «доминантное полушарие мозга». Все используют оба. Все время.
Размер мозга и IQ
У самцов некоторых животных можно наблюдать корреляцию между размерами мозга и семенников (чем больше мозг, тем меньше семенники). Ученые утверждают, что при сравнении двух мозгов особей одного вида их размер не имеет значения с точки зрения интеллекта. Это правда, что мужской мозг, как правило, больше, чем женский, но это продиктовано разницей в размерах тела. Нет никаких доказательств того, что чем больше мозг, тем умнее человек. На скорость вашего мышления больше влияет качество миелиновых оболочек, нервных волокон, эффективности рецепторов или нейротрансмиттеров. Интересно, что размер мозга человека может колебаться в зависимости от уровня кровоснабжения или степени гидратации организма.
Старение и состояние мозга
Все стареют, это неизбежная часть жизни. Однако неверно, что состояние мозга ухудшается с возрастом. Хотя пожилые люди испытывают резкое ухудшение физической формы или проблемы с памятью, здоровый мозг стареет здоровым образом. Мы не должны отмечать каких-либо серьезных изменений в интеллектуальной деятельности.
Пожилые люди меньше читают и медленнее запоминают меньше фактов, но гораздо лучше рассуждают. Поскольку жизненный опыт идет рука об руку с возрастом, пожилые люди во многих отношениях богаче и, следовательно, мудрее. Они могут видеть ситуации в необычном свете и принимать решения, с которыми молодому мозгу пришлось бы столкнуться с большими трудностями. Помните: старение организма — это не вырождение мозга!
Складки головного мозга
Последний приведенный миф также связан с незнанием основ биологии. Часто повторяют, что в мозгу появляются складки в процессе обучения. Это означало бы, что каждая последующая складка коры головного мозга — это одно дополнительное действие/вещь, которую мы изучили. Ничто не могло быть более неправильным.
Степень морщин человеческого мозга является результатом эволюции, а не интенсивности науки. В течение сотен тысяч лет Homo sapiens развивался, узнавал новое, увеличивался объем его мозга. Чтобы не увеличивать размеры черепа до бесконечности (что было бы неблагоприятно эволюционно), необходимо было увеличить площадь коры головного мозга по-другому. Отсюда складка. Стоит отметить, что мозг в утробе полностью гладкий. Когда появляется новорожденный, он более или менее сморщивается, как мозг взрослого человека. В течение жизни в нашем мозгу не образуется никаких дополнительных складок.