Найти в Дзене
МуZей Победы

«Меня охватила ярость — хоть руками души гадов». Таран советского аса Николая Пинчука

Оглавление

«На фронте мне порою приходилось слышать, что вот, мол, такой-то летчик никогда не знает страха. Это пустая бравада. Уверен, что чувство страха в какой-то степени есть у каждого. Другое дело, что у людей с сильной волей в момент опасности страх растворяется. Тогда человек идет на вполне осознанный риск», — вспоминал о Великой Отечественной советский ас Николай Пинчук.

-2

На счету летчика было 20 сбитых самолетов врага, один из них был уничтожен в результате тарана. Рассказываем, как воевал отважный истребитель, и за что он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Мечта о полетах и первый бой

Пинчук родился 4 февраля 1921 года в деревне Буденовка Могилевской области. Николай с детства мечтал летать. После окончания семилетки он поступил в фабрично-заводское училище, и во время учебы к ребятам пришли инструкторы Бобруйского аэроклуба. Пинчук записался добровольцем, прошел медкомиссию и стал курсантом. Вот что он вспоминал об этом:

«— Ребята, кто хочет стать летчиком? — спросили инструкторы.
Я, признаться, сразу даже опешил: разве это так просто?»
-3

Занятия в аэроклубе Николай совмещал с учебой в ФЗУ. В 1939 году он выпустился из аэроклуба и был зачислен в школу летчиков. Война застала Пинчука во время обучения. Он окончил авиационное училище в мае 1942 года и вскоре попал на фронт. Пинчук летал на Яках в составе 32-го истребительного авиаполка. Эта часть воевала на ржевском направлении. В августе 42-го состоялся первый воздушный бой, вот что вспоминал Пинчук об этом:

-4
«Я его помню весьма смутно. Честно говоря, вначале я даже не видел вражеских самолетов, а о том, что идет бой, догадался по воздушной карусели, которая длилась около десяти минут. Все мое внимание и все мысли были направлены на то, чтобы не отстать от своего ведущего, не потерять его из виду. Самолеты противника я увидел лишь тогда, когда они начали атаки на поврежденный истребитель моего командира».
-5

Первый бой всегда является одним из самых трудных. Вовремя сориентироваться в воздухе и не потерять своего ведущего — вот главная задача начинающего истребителя. Пинчук успешно выполнил ее — он не просто не отстал от своего напарника, но и в критический момент боя спас ему жизнь. Николай вовремя заметил «мессеров», которые хотели атаковать ведущего. Огнем своего Яка он отогнал их и выручил товарища. За свой первый бой Пинчук был удостоен благодарности командира дивизии.

Летчик Дмитрий Алексеевич Лобашев (1921-1943) и Николай Григорьевич Пинчук (1921-1978), август 1943 года
Летчик Дмитрий Алексеевич Лобашев (1921-1943) и Николай Григорьевич Пинчук (1921-1978), август 1943 года

Пинчук уцелел в тяжелых боях подо Ржевом и получил опыт ведения воздушных схваток. В октябре его самолет подбили, раненый летчик успешно совершил посадку. Свой первый самолет Николай сбил 15 марта 1943 года у поселка Чернь Тульской области. Это был немецкий бомбардировщик Ju-88. К концу августа на его счету было уже восемь вражеских самолетов.

Таран

30 августа состоялся один из наиболее трудных боев в жизни летчика. В районе Ельни четверка советских Яков вылетела на перехват большой группы из нескольких десятков пикирующих бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей. Вот что Пинчук вспоминал об этом:

-7
«На большой скорости мы врезались в строй врага. С первой атаки 4 «лаптежника» рухнули на землю. Каждый из нас сбил по одному самолету. Строй фашистов смешался. При выходе из атаки прямо перед собой увидел фашистский бомбардировщик. Расстояние между нами не превышало 20 метров. Нажал на гашетки, а выстрелов нет. Мгновенно, как-то сама собой пришла мысль: «Таранить! Врага живым упускать нельзя!»
Рисунок тарана Николая Пинчука
Рисунок тарана Николая Пинчука
Я довернул машину вправо, увеличил скорость и левой консолью крыла своего Яка ударил по фюзеляжу «юнкерса». Он переломился пополам и в беспорядочном падении пошел к земле. Но и у моего самолета не стало половины левой плоскости. Машина потеряла управление и тоже начала падать».
-9

Пинчук смог выпрыгнуть с парашютом, но едва не погиб в воздухе. Вражеский «фоккер» решил расстрелять советского пилота, но ему на помощь пришли французы из эскадрильи Нормандия. Николая спасло звено летчика Альберта Дюрана, которое отогнало врага. Раненый Пинчук приземлился на своей территории и был отправлен в госпиталь. Через месяц он уже снова был в строю.

Николай Григорьевич Пинчук с родными
Николай Григорьевич Пинчук с родными

Пинчук прошел всю Великую Отечественную, на его счету было 311 боевых вылетов, в 56 воздушных схватках он лично сбил 20 самолетов, еще два в паре. За свои заслуги Николай Григорьевич Пинчук был награжден множеством орденов и медалей, в том числе удостоен звания Героя Советского Союза.

-11

Больше историй о советских воинах на фронте вы узнаете на экспозиции «Подвиг Армии».

Источники:

1. Проект «Память Народа»

2. Проект «Красные соколы. Советские летчики 1936-1953»

3. Проект «Советские асы»

4. Проект «Warheroes»

5. Проект «Warbook»

6. Колоризация фотографии: Константин Фиев

#МузейПобеды #ПодвигАрмии