Узнадзе взорвал мой мозг! Он пишет, что потребности могут быть субстанциональными и функциональными.
То есть, потребность может быть в каком-то физическом объекте, типа, хочу есть, нужен хлеб. Прямо внутрь организма нужно что-то поместить.
А есть потребности не в предмете, а в действии. Например, любопытство рождает потребность посмотреть - а че там такое?! И никакого «предмета» при этом не обретается. Только деятельность. Само делание и есть потребность.
А причем тут счастье, несовершенство мира и все остальное? А вот причем.
Есть такая очень распространенная логика - мне сейчас, вот прямо сейчас еще нельзя быть счастливым. Потому что сегодня я пока недоделанный; недостаточно худой, красивый, успешный, образованный, умный, обаятельный етс…, нет пока у меня мерседеса или всемирной славы или даже просто счастливой семейной жизни и хорошей работы. Да и мир вокруг… мда… вечно хрень какая-нибудь с ним происходит. И получается, что в сегодняшнем дне всегда что-нибудь да не так. Какое уж тут счастье.
Что делать? Ну, понятно что. Надо работать. Над собой - становиться вот этим вот всем: красивым-умным-известным-богатым и т д… И мир, кстати, хотя бы вокруг себя, привести в соответствие. Чтобы все дорого-богато, ну или естественно-гармонично, или как-нибудь еще, тут кому что нравится. И вот, когда и только когда все это у меня и вокруг меня будет - тогда и буду счастье переживать.
А засада в том, что как не старайся, «сегодня» все время что-то не так. То я, то мир. И снова - что надо делать? Да, все верно - работать на прекрасное завтра!
Но в этот момент приближается к нам, кто бы вы думали? Платон возникает из мглы веков! Возникает и говорит - погоди работать, послушай лучше меня. Вот что я тебе скажу - ничего никогда не будет идеально! И вот как я тебе это докажу.
Нарисуй круг на песке. Если внимательно его рассмотреть, он будет где-нибудь да несовершенным (с циркулем и бумагой тоже самое, только, по совету Рассела, нужно в лупу или микроскоп линию рассматривать, тогда будет видно, что линия неровная). И тогда Платон делает вывод - помыслить идеальный круг я могу, а в реальности его никогда не будет! Так же как никогда не будет идеального меня или идеального мира додумываю я уже сам.
Как же так? - в растерянности спрашиваем мы, а что же тогда вообще делать? Не унывать, - заявляет Платон: хотя создать идеал в мире нельзя, можно к нему стремиться! Рисовать, так сказать, все более и более совершенные круги))
А тут к Платону как раз присоединяется Узнадзе. И в свою очередь говорит - что такое потребность? Если потребность в предмете - проголодался, взял хлеб или, еще лучше шашлык и вино, съел-выпил это все и хорошо тебе. Потому что потребность удовлетворена.
А если потребность в деятельности? Да очень похоже: соскучился - провел время вместе с любимым человеком и снова тебе хорошо! Хотя никакого «предмета» ты не получил и не собирался получить.
Заметьте - никакого идеального момента, идеального человека, идеального мира и себя не было в этот момент. Просто хорошо организованная деятельность удовлетворяет функциональную потребность, а удовлетворенная потребность дает в результате приятные эмоции. Иногда настолько приятные, что их можно даже назвать этим самым заветным словом - «счастье».
Ну и что, что идеальный круг невозможно нарисовать? Если уж так тебя так прет от ровных кругов, можешь наполнить свою жизнь радостью от создания все более и более совершенных окружностей.
Какие практические выводы можно сделать из всего этого?
Ну, во-первых: отбросить идею идеального себя и идеального мира. И сегодня я не идеальный и завтра буду такой же. Так уж тут все устроено, ничего не попишешь. Но про это можно и не переживать особо, потому что счастье не от этого зависит.
А зависит оно от - во-вторых: поскольку переживание счастья возникает в результате правильного движения к чему-то совершенному, то можно научиться определять, какая именно потребность сейчас актуальна, какой мотив, какая глубинная ценность, какой идеал манит из-за горизонта. А определившись - действовать, реализовывать его или ее. И получать в награду положительные эмоции.
Ну и что, что «идеальный день» никогда не наступит. Зато сколько радости я могу получить, приближая его - мгновенье за мгновеньем!