За прошедший год в ж/д перевозках произошло много положительных, качественных изменений. Это и модернизация путевой инфраструктуры, и освоение новых маршрутов перевозок, и ускоренное введение в эксплуатацию строительных объектовинфраструктуры, и применение инновационных технологий.
6 февраля текущего года состоялась встреча Владимира Путина с главой РЖД Олегом Белозеровым. Последний проинформировал президента РФ об итогах работы за прошедший год и текущей деятельности компании. Несмотря на сложности и особенности 2022 года, РЖД продемонстрировала рекордные показатели по всем направлениям.
В 2018 году был запущен крупный инфраструктурный нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» с целью обеспечения быстрого и безопасного перемещения граждан и грузов по стране, связанности территорий. Он предусматривал 9 программ развития, 5 из которых относятся к ж/д отрасли:
- Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, проходящих по территории 6 субъектов РФ.
- Развитие железнодорожной инфраструктуры на Юге России для улучшения транспортного обслуживания курортной зоны и увеличения провозной способности участков на подходах к портам Азовско-Черноморского бассейна.
- Развитие ж/д инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна и ввод в эксплуатацию порядка 100 объектов.
- Увеличение пропускной и провозной способности на Восточном направлении с целью увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза.
- Усиление ж/д инфраструктуры Центрального транспортного узла для увеличения пассажиропотока.
Во время отчета перед Президентом генеральный директор РЖД заявил, что все поставленные правительством перед компанией цели по итогам 2022 года были достигнуты. Рассказываем, чего удалось достичь РЖД, какие направления в ее работе на сегодняшний день являются приоритетными, какие инновации компания планирует использовать в своей работе или уже использует.
Разворот в политике компании на Восточное направление
В 2022 году логистическим компаниям пришлось переориентировать поставку грузов с Запада на Восток. Экономическая связанность различных территорий, пролегающих по маршруту с Запада на Восток, напрямую зависит от развития ж/д транспорта и инфраструктуры. Протяженность маршрута составляет порядка 10 тыс. км. Соответственно, на сегодняшний день это направление у РЖД в приоритете.
Какие результаты были достигнуты по итогам прошлого года и первого квартала 2023 года:
- Новые маршруты грузоперевозок были сформированы для более чем 700 логистических компаний.
- К декабрю 2022 года провозная способность маршрута достигла 158 млн тонн. За год показатель превысил на 5 млн тонн данные, предусмотренные проектом.
- Средняя скорость движения контейнерных поездов выросла до 1 тыс. км в сутки и более. Теперь грузовому поезду понадобится примерно 7,5 дня для преодоления маршрута, что на 10 часов меньше показателей, указанных в проекте.
- В 2021 году объем ж/д перевозок с Китаем составил порядка 100 млн тонн. В 2022 году показатель вырос на 19 млн тонн.
- В январе текущего года проход грузов через станцию Забайкальск, находящуюся на границе с Манчжурией и открытую весной прошлого года вместе с транспортно-логистическим комплексом, вырос почти на 70 %. В сутки через пункт пропуска проходят 6 контейнерных поездов. Планируется увеличить этот показатель до 10 составов.
- 70 % контейнерных перевозок составила переработанная древесина. Экспорт из Северо-Западного федерального округа увеличился почти в 3 раза, из Центрального федерального округа — примерно в 4 раза. Объемы нефтеналивных грузов выросли на 3 %.
- Дочернее предприятие РЖД — АО ФГК — в первом квартале текущего года запустило перевозку пшеницы в полувагонах из Алтайского края в Казахстан по кольцевому маршруту. На начальном этапе есть возможность отправлять 2—3 поезда в месяц, в дальнейшем этот показатель увеличится.
В планах РЖД — обновить подвижной состав, следующий по этому направлению, и наладить маршруты в Китай через Казахстан и Монголию, чтобы диверсифицировать грузопоток. По итогам 2022 года в восточном направлении РЖД удалось не только выполнить, но и перевыполнить строительную и ремонтную программу по проекту.
Инновационные решения
РЖД активно внедряет в свою работу инновации:
- Объемы тяжеловесного движения за прошедший год увеличились в 2 раза: на линии запустили порядка 100 поездов массой от 7,1 тыс. тонн.
- Технология объединенных поездов оказалось очень востребованной в контейнерных грузоперевозках: составы длиной от 2 км массой 14,2 тыс. тонн за год увеличили товарооборот в данным сегменте на 43 %.
- Инновационная технология «виртуальной сцепки» позволило одновременно запускать два состава по одной нитке графика позволила сократить интервал между попутно следующими составами в 2 раза.
- Продолжается развитие квантовых коммуникаций с целью обеспечения максимально безопасной передачи данных. Задачи, поставленные на 2021—2022 в этом плане компания выполнила полностью и сейчас находится на втором месте в мире по длине протянутых оптоволоконных кабелей. В 2023 году РЖД планирует реализовать еще 1400 км квантовых коммуникаций.
- Российские заводы производят для РЖД локомотивы-трансформеры, которые могут работать на разных источниках энергии: в зависимости от задач из дизельно-электрических и контактно-аккумуляторных локомотивов можно будет собрать двух- или трехсекционные машины, повысить маневренность работы, поменяв модули.
- Реализация беспилотных технологий также реализуется, пусть и не столь быстрыми темпами, как другие проекты. К примеру, на станции Лужская уже 6-й год ходят беспилотные маневренные локомотивы; на Московском центральном кольце проходят испытания беспилотных «Ласточек»; планируется развивать внедрение системы технического зрения, если проект окажется экономически целесообразным. На 2026 год запланировано производство локомотива на водородном топливе.
Подводя итоги
Показатель контейнерных перевозок РЖД в 2022 году превысил 6,5 млн ДФЭ, побив рекордные данные 2021 года. При этом объем внутрироссийских перевозок оказался в 2 раза больше, чем импортных.
Помимо перевозок в восточном направлении, хорошие показатели продемонстрировали и другие маршруты. Так, перевозки с Турцией выросли на 42 %, по Восточно-Черноморскому направлению — на 2 %, по МТК «Север — Юг» — в 2 раза.
В отрасль пришло 110 новых предприятий, специализирующихся на производстве систем управления, локомотивов, запчастей. Если на начало 2022 года в РЖД использовались 7 % запчастей с импортными компонентами, то на начало текущего года этот показатель снизился до 3 %. С 2024 года компания планирует закупать полностью отечественные локомотивы.
Компания Точка-Точка https://dot-dot.ru Быстро заказать грузопервозку