Найти в Дзене

МГНОВЕНИЕ И ВСЯ ЖИЗНЬ. СЛОВО ОБ ОТЦЕ

С каждым годом все дальше от нас события Великой Отечественной войны, когда весь народ многонационального государства встал на защиту своей Родины. И сегодня, спустя 78 лет после Победы, нам нельзя забывать те страшные годы и тех людей, которым мы обязаны своим существованием. В моем семейном архиве награды, фотографии и кинодокументы, книги и статьи, написанные отцом, его незаконченные рукописи, а в памяти - рассказы о войне, о боевых друзьях-летчиках. Фронтовики не очень любили рассказывать о тех днях, слишком глубокие раны в душе и на теле оставила война. Сколько себя помню, любимым изречением отца были слова – «Береги честь смолоду!». Для него это был не пустой звук – понятие чести, офицерской чести, предопределило его жизнь на войне и в мирное время. Во время наших нечастых совместных прогулок по Кишиневу, он мог начать рассказ о том, где был аэродром в 44-м году, какой он увидел столицу с воздуха, как с товарищами сбивал вражеские самолеты в окрестностях города. В поездках по рес

С каждым годом все дальше от нас события Великой Отечественной войны, когда весь народ многонационального государства встал на защиту своей Родины. И сегодня, спустя 78 лет после Победы, нам нельзя забывать те страшные годы и тех людей, которым мы обязаны своим существованием.

В моем семейном архиве награды, фотографии и кинодокументы, книги и статьи, написанные отцом, его незаконченные рукописи, а в памяти - рассказы о войне, о боевых друзьях-летчиках.

Фронтовики не очень любили рассказывать о тех днях, слишком глубокие раны в душе и на теле оставила война.

Сколько себя помню, любимым изречением отца были слова – «Береги честь смолоду!». Для него это был не пустой звук – понятие чести, офицерской чести, предопределило его жизнь на войне и в мирное время.

Во время наших нечастых совместных прогулок по Кишиневу, он мог начать рассказ о том, где был аэродром в 44-м году, какой он увидел столицу с воздуха, как с товарищами сбивал вражеские самолеты в окрестностях города. В поездках по республике отец рассказывал, где базировался их авиаполк, где проходил фронт, и куда они вылетали на выполнение боевых заданий. Было видно, как тяжело даются ему эти воспоминания. Отец часто говорил о том, что самое страшное – это война, и она никогда не должна повториться. Поэтому 9 Мая у него, наверное, как и у других фронтовиков, были три тоста: за Победу, за погибших товарищей и за мирное небо.

Тридцатые годы…Именно в то суровое время у многих юношей возникла мысль посвятить себя службе в армии, стать мужественными и бесстрашными защитниками Родины. Сотни молодых людей с фабрик и заводов, школ, из городов и сел шли учиться в аэроклубы. По путевке райкома комсомола попал в авиацию и отец, оставив обучение в Ленинградском кораблестроительном институте. Мечта стала осознанным решением.

Выбор пал на Иркутское военное авиационно-техническое училище.

Потянулись месяцы учебы, освоения специальности авиационного техника, специалиста по техническому обслуживанию самолетов. Лекции, конспекты, практические занятия на различных типах самолетов, зачеты, экзамены и, наконец, выпуск с присвоением специальности авиатехника и назначение в 8-й авиационный полк под командованием майора Я.А. Курбатова.

В дни войны отец не мог довольствоваться тем, что готовил самолеты к боевым вылетам. Его влекло в воздух, в гущу схваток, туда, где непосредственно решался исход сражений. Он подал рапорт и осенью 1941 года пришел приказ о направлении его в летную школу.

Сначала обучение проходило под Москвой, но с приближением врага к столице, командование решило перебросить школу под Киров, в глубокий тыл. Снова потянулись месяцы учебы…

В конце апреля 1943 года была сформирована часть – истребительный авиаполк, куда наряду с необстрелянными летчиками влились и инструкторы летных училищ, направленные на фронт. В их числе были старшие сержанты Иван Кожедуб, Кирилл Евстигнеев и другие.

-2

На Курской дуге полк получил условное название «Группа «Меч». В 1944 году 240-й истребительный авиаполк стал 178-м гвардейским.

Потом были бои в районах Белгорода, Харькова, над Днепром, участие в Корсунь-Шевченковской операции, сражения над Южным Бугом и в небе Молдавии.

В небе Молдавии 5 июня 1944 года он за один день сбил 3 самолёта.

В составе шестёрки Ла-5 отец вылетел на прикрытие наземных войск. С противником наши лётчики повстречались, едва достигнув района прикрытия. Он первым заметил приближающиеся 12 «ФВ-190». Все шесть самолетов «Ла-5» на максимальной скорости обрушились на врага. В прицеле быстро рос силуэт «ФВ-190». Отсчёт коротких секунд атаки завершился дробным ударом пушек. Прошитая меткой очередью, вражеская машина неуклюже накренилась и утонула в трепещущем мареве. Отец резко перевёл свой самолёт в высоту. Там оставался численно превосходящий противник. Часть самолетов врага пустилась наутёк. Однако пять фашистских лётчиков продолжали вести воздушный бой. К ним на помощь подоспели четыре истребителя «Ме-109». Снова завертелась воздушная «карусель». Но вот «клубок» начал разматываться. Одна за другой машины устремились вниз. Отец погнался за четвёркой фашистских машин. Снова послышались пушечные очереди. Один из «мессершмиттов» задымил и, покачиваясь с крыла на крыло, ушёл на свою территорию. За ним потянулись остальные.

Окруженная в районе Кишинева группировка немцев рвалась на соединение со своими войсками, отступающими из-под Ясс и Тыргу-Фрумос. Вначале отступление прикрывала авиация, но вскоре она была подавлена. Нашим летчикам было приказано штурмовать отступающего противника.

-3

Развивая успех, Красная Армия 30 августа овладела городом Плоешты, а на следующий день вступила в столицу Румынии – Бухарест. Фашистское правительство Антонеску было арестовано. Новое румынское правительство подписало перемирие с СССР, а затем объявило войну Германии. 31 августа 1944 года 178-й авиаполк прикрывал торжественное вступление советских войск в Бухарест.

В память о тех событиях в 1969 году лидер Румынии Н.Чаушеску наградил отца медалью «25-я годовщина освобождения Родины».

К концу войны командир звена 178-го гвардейского истребительного авиационного полка 14-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 3-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта гвардии лейтенант И.Е.Середа совершил 159 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Середе Игорю Емельяновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6666)

Он награждён орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (23.07.1944; 26.03.1945; 30.12.1956), орденом Александра Невского (….194..), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.10.1944; 06.04.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (17.02.1945), многими медалями.

24 июня 1945 года отец в составе сводного полка 2-го Украинского фронта принимал участие в параде Победы, а на следующий день в Большом Кремлевском дворце состоялся прием в честь участников парада. Затем он вернулся в свой полк, который после войны был расквартирован в Болгарии. Но по прошествии двух лет по состоянию здоровья отец был демобилизован из армии. Врачи посоветовали сменить климат: нужно переехать на юг - теплый климат, река, обилие зелени успокаивают, может, даже излечивают. Так отец в 50-е годы попал в Кишинев, который во время войны видел только из кабины истребителя, так Молдавия стала для него родной.

Святослав Середа, сын