Найти тему
Киносезон

«Сын»: два сериала (2021г и 2014г) с одним названием (отзывы моего читателя)

Оглавление

Сегодня хочу продолжить тему нового сериала "Спасти единственного сына", о котором рассказывала здесь

и представить Вашему вниманию два отзыва моего верного читателя Сергея на другие проекты с названием "Сын" (Сергей всегда выручает меня в дни нездоровья после химий и не только, за что ему огромное спасибо!).

Киносезон с сыном, 1997г., Вологда
Киносезон с сыном, 1997г., Вологда

"Сын" (2021г), реж. Флюза Фархшатова

  • У семейной пары пропадает маленький сын. Три года спустя мать вдруг случайно узнает его в телесюжете и требует возобновить розыск, а затем сама начинает поиски.

Актеры и исполнение. К основным персонажам в этом смысле претензий нет. Главная героиня - Дарья Урсуляк, я больше ее сестру Александру знал, Дарью в ролях такого уровня не видел, но она мне тоже понравилась, приятное семейство во всех отношениях. Удачно передает перепады эмоций матери, которая не смирилась с исчезновением сына и верит, что он найдется, и вообще она (Дарья) такая позитивная.

Дарья Урсуляк
Дарья Урсуляк

Ольга Ломоносова обычно не очень эмоциональна, в данном случае это как раз выглядит естественно - она играет женщину, которая не "пережила" смерть своего ребенка, взяла приемного, и балансирует между болью прошлой и страхом новой потери, пытаясь держать себя в руках и контролировать эмоции, но события не всегда этому благоприятствуют.

Ольга Ломоносова
Ольга Ломоносова

Неплохи Антон Филипенко в роли оперативника, затем следователя, занимающегося розыском, и Алексей Кортнев (усыновитель). Ребенок, тот самый сын, кстати, очень естественный (и еще одна девчушка из неблагополучной семьи тоже молодец).

Антон Филипенко
Антон Филипенко

Персонажи второго плана. Ксения Теплова, Ольга Смирнова, Алексей Барабаш, Анатолий Лобоцкий, Ася Домская, Евгений Антропов и другие - в целом нормально, мне кажется, им по сценарию было бы сложно выглядеть лучше (даже Лобоцкому).

Анатолий Лобоцкий
Анатолий Лобоцкий

Затрагиваются серьезные темы - розыск пропавших, дети из социально- неблагополучных семей, усыновление, по ходу дела другие детско-родительские взаимоотношения. Как получилось? О правоохранительной системе уже по традиции ничего говорить не стану. Что касается системы защиты детей и семейного устройства, поскольку это моя тема, отмечу, что степень достоверности ее описания уверенно стремится если не к нулю, то максимум к 5%, то есть примерно 95% показанного - это "клюква в сахаре", нереалистичная с точки зрения как законодательства, так и практики (в том числе незаконной). 

Ситуация с реальным похищением детей не младенческого возраста и последующим их усыновлением, как это показано в фильме, могла иметь место разве что в 90-е, и то с оговорками. Насколько я понимаю, в основу положена история трехлетней давности в Екатеринбурге, но там была иная схема, авторы, видимо, что-то слышали, но решили обойтись без консультантов.

Многовато сюжетных поворотов, если так можно выразиться, ad hoc - ситуативных, нелогичных или недостаточно обоснованных в общем контексте. В очередной раз вспомню добрым словом "социалистический реализм" советского кинематографа, когда, конечно, часто не хватало яркости и остросюжетности, но зато, как правило, ходы были правдоподобны, и ту же работу госорганов показывали нормально.

Но при этом такой парадокс - все не так, а сериал смотрится неплохо. 

Помимо актерской игры, к плюсам можно отнести то, что сюжет достаточно лихо закручен, основная линия развивается вполне динамично, интрига сохраняется до конца. Будем исходить из того, что у создателей фильма были только благие намерения. В конце концов, один раз посмотреть можно, а если люди после этого усвоят, что детей нельзя оставлять без присмотра, этого уже вполне достаточно.

Алексей Кортнев, Илья Синцов, Ольга Ломоносова
Алексей Кортнев, Илья Синцов, Ольга Ломоносова

"Сын" (2014г), реж. Слава Росс

  • В Хельсинки социальная служба на основании сообщения о якобы ненадлежащем обращении забирает ребенка из финско-русской семьи, дело передается в суд. Ситуация осложняется тем, что отец ребенка - перспективный политик, которому (точнее, его партии) в разгар избирательной кампании не нужны скандалы. Мать, конечно, готова на все, чтобы не разлучаться с сыном.

Тема известная, в основе - реальные факты, вплоть до некоторых деталей (например, польский детектив, участие финского дипломата в вывозе ребенка); правда, в отличие от сериала, где все кончается по-доброму, в жизни бывали и бывают гораздо более трагичные варианты.

Удачно подобран актерский состав. Финнов играют прибалты (в основном из Латвии), включая обаятельнейших Юозаса Будрайтиса и Мирдзу Мартинсоне, для тех, кто их помнит, это само по себе приятно. (К слову, аналогичный сериал с теми же актерами и с той же предваряющей надписью "основано на реальных событиях" вполне мог бы быть снят в Латвии или Литве, поскольку тема изъятия детей в Европе у латвийских и литовских родителей там не менее резонансна, чем в России).

Юозас Будрайтис
Юозас Будрайтис

Из наших - Мария Миронова (главная героиня). Небольшие, на несколько эпизодов, роли у Андрея Мерзликина (следователь), Ольги Сутуловой (его невеста с негативным опытом трансграничного брака), Дины Корзун (представитель движения "Русские матери Финляндии", образ прямо один в один из жизни - женщина с одновременно потухшим и горящим взглядом, у которой отобрали детей и которая не может жить ничем иным, кроме помощи другим таким же и веры, что дети к ней вернутся). Мальчик в главной роли, славный такой, тоже наш.

Мария Миронова
Мария Миронова

Благодаря экранному месту действия и прибалтийским актерам большая часть сериала выдержана в холодных и бесстрастных тонах. После того, как события перемещаются в Россию, уже одно появление Мерзликина добавляет эмоций.

Андрей Мерзликин
Андрей Мерзликин

Чаще можно встретить затянутые сериалы, но в данном случае немало обозначенных, но не раскрытых и скомканных тем, не вместившихся в 4 серии, поэтому можно было бы и добавить.

При просмотре не следует впадать в крайности: с одной стороны, испытывать священный ужас от "европейских ценностей" и "хищных щупалец ювенального монстра", тем более считать, что этот монстр охотится исключительно на русских детей, с другой - воспринимать фильм как пропагандистскую попытку демонизации финских социальных служб, предпринятую активистами "Родительского всероссийского сопротивления" и РПЦ. Государственная система защиты детей в Финляндии (да и в других странах Северной Европы, не считая Прибалтики) показана достаточно реалистично, а если кое-где сгущаются краски, это все же в большей степени отношение конкретных персонажей к конкретной ситуации, чем позиция авторов.

В общем, назвать сериал выдающимся не могу, зато он познавательный и поучительный.

-10

Как я уже говорила, российских фильмов и сериалов с названием "Сын" я насчитала около 14. А вот "Дочь", "Доченька моя" - от силы 5. Это так, тема для размышления 👨‍👩‍👦.

Ещё больше хороших российских фильмов и сериалов - в этой подборке

Впечатления о кино и сериалах