Найти тему
Просто посмотреть

«Мистер Ягуар». Уильям Лайонс — дизайнер и бизнесмен, преданный короне и своему делу

Оглавление
Сэр Уильям Лайонс
Сэр Уильям Лайонс

Сэр Уильям Лайонс — английский бизнесмен и конструктор-автомобилестроитель. В 1956 году получил звание Королевский Дизайнер Автомобильной Индустрии и титул рыцаря. Основатель фирмы «Jaguar Cars».

«Jaguar» — британский бренд, который начался с производства мотоколясок в 20-х годах прошлого века. Он зародился благодаря двум энтузиастам. Один из них, Уильям Уолмсли, был сыном торговца углём, второй — Уильям Лайонс — ребёнком ирландских иммигрантов.

Через несколько лет Лайонс станет единоличным главой производства и создаст поворотный в автомобилестроении дизайн, который оценит по достоинству сама Елизавета II. Страстно увлечённый автомобилями и своим делом, Лайонс передаст эту страсть своим машинам, которые до сих пор занимают почётное место в индустрии. В этой статье рассказываем о пути становления одного из самых важных людей в истории автомобильного дизайна, который вывел британское машиностроение на новый уровень.

Как создавался Jaguar

Невозможно рассказать историю бренда, не упомянув биографию создателя компании. Он начинал не один, но всегда был в позиции негласного лидера — энтузиазм, умение убеждать и жилка бизнесмена — всё это отразилось на дальнейшем развитии фирмы. Так с чего же началась история Уильяма Лайонса?

Первые шаги к автомобилям

Сын ирландских иммигрантов родился 4 сентября 1901 года в приморском городе Блэкпул, графство Ланкашир. Его отец владел магазином музыкальных инструментов, но Уильям никогда не интересовался музыкой. Ещё в подростковом возрасте он понял, что техника и мотоциклы — то, что ему действительно по душе.

Отец мальчика заметил искреннюю заинтересованность автомобилестроением и помог сыну устроиться на первую работу — в манчестерские мастерские «Crossley», которые занимались выпуском небольших грузовиков для военных. Работая там, он получил инженерную и техническую базу. Но неуклюжие и медленные, грузовики разочаровали юного Уильяма. Он вернулся домой.

Sunbeam 12/16HP Tourer, 1913
Sunbeam 12/16HP Tourer, 1913

Уже тогда парень понял — скорость является его самой большой страстью. Молодой человек мечтал купить мотоцикл. Для этого нужна была работа и он начал задумываться о продаже граммофонов, но на помощь пришёл случай. Джек Маллалье, друг его отца, предложил будущему дизайнеру работу в собственном гараже «Brown&Mallalieu», где продавались автомобили фирмы «Sunbeam». Намного позже, после создания первой автомобильной компании Уильяма Лайонса, гараж Джека будет исполнять роль официального дилера.

Вернёмся в 1919 год. В «Brown&Mallalieu» Лайонс увидел автомобильный бизнес изнутри. Джек взял его на должность младшего продавца, но Уильям работал не только с клиентами — он мыл машины, подрабатывал механиком и шофёром. Спустя какое-то время после окончания Первой мировой войны его мечта осуществилась — Уильям купил мотоцикл! 1921 год стал важной вехой на пути будущего главы известного британского бренда. И связано это было не только с приобретением первого транспорта.

Уильям Уолмсли и первая компания

Уильям Лайонс на мотоцикле фирмы «Norton», который называли «масляной ванной». Это была одна из самых дешёвых моделей.
Уильям Лайонс на мотоцикле фирмы «Norton», который называли «масляной ванной». Это была одна из самых дешёвых моделей.

Через три года после окончания войны Лайонса уволили из гаража — новое начальство проводило чистку кадров. В это же время он познакомился со своим соседом. Внимание будущего бизнесмена привлекла полированная алюминиевая коляска для мотоцикла, которую сосед смастерил сам. Нового приятеля звали Уильям Уолмсли.

После войны автомобиль для представителя среднего класса был неподъёмным вложением, когда как мотоцикл — доступным личным транспортом. Однако, у двухколёсного аппарата были свои минусы. Например, на нём было невозможно перевозить пассажиров и крупногабаритные грузы. Мотоциклетная коляска облегчала ситуацию.

Предприимчивый Лайонс понял как можно выгодно использовать изобретение своего соседа и в сентябре 1922 года компания по производству колясок для мотоциклов «Swallow Sidecar» начала работу. Учредителями стали Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли. В качестве помощника по продажам партнеры взяли на работу Артура Уиттэкера — следующие 50 лет он будет работать бок о бок с Лайонсом и станет значимой фигурой в развитии «Jaguar».

Рекламный плакат компании «Swallow Sidecar», 1924
Рекламный плакат компании «Swallow Sidecar», 1924

Первую модель коляски, выпущенную новым предприятием, Уильям Лайонс спроектировал сам. Новое для Англии изобретение произвело фурор среди покупателей. Коляски разлетались по 10 штук за день и их производство быстро стало массовым. Спустя какое-то время компания перешла на производство автомобильных кузовов, а в 1927 году был выпущен первый автомобиль. В это же время у Лайонса родилась первая дочь Патриция. В будущем она станет раллийной гонщицей и с 1950 по 1953 год будет выигрывать Кубок Альпийского ралли (раллийное соревнование, проходившее в Марселе с 1932 по 1971 год — прим. ред.).

Austin Seven Swallow. «Малютка Остин», 1927
Austin Seven Swallow. «Малютка Остин», 1927

Компания Лайонса разработала кузов для Austin Seven, создав индивидуальный дизайн для удобного и недорогого авто, рассчитанного на широкие массы. Автомобильный кузов Swallow на шасси Austin Seven стал крупным достижением для компании «ласточек». С конвейера сходило 12 машин в неделю, а к 1928 году число выпускаемых авто увеличилось в четыре раза. Тогда Уолмсли и Лайонс приняли решение «перевезти» бизнес в столицу фабричной промышленности — город Ковентри.

1930-е стали для «Swallow Sidecar» началом нового этапа. Для Лайонса выпуск автомобилей на шасси других производителей быстро стал ограничивающим творчество фактором. Молодому предпринимателю хотелось создать что-то «своё». В 1930 году Уильям стал отцом во второй раз — у него родился сын, которого назвали Джон Майкл. Спустя 25 лет Джон погибнет в автогонке «24 часа Ле-Мана» (гонка на спортивных автомобилях, проводимая ежегодно недалеко от города Ле-Ман, Франция — прим. ред.).

«Swallow Sidecar» заключили контракт с «Standard Motor Company» (производитель автомобилей и двигателей, основанный в 1903 в Ковентри, Англия — прим. ред.) на изготовление шасси Swallow. В 1931 году на автосалоне в Лондоне были представлены два полностью оригинальных автомобиля компании Лайонса и Уолмсли — модели SS1 и SS2. SS2 остался в тени, но «Standard Swallow One» был тепло принят публикой и получил положительные отзывы прессы.

Standard Swallow One, 1931
Standard Swallow One, 1931

Что нового в дизайн добавил Лайонс? Переосмыслив классический вид автомобиля 30-х годов, Лайонс опустил кузов, отодвинув двигатель назад в шасси, и удлинил капот. Он создал спортивный автомобиль, который «выглядел на 1000 фунтов стерлингов», как писали газеты. Однако, цена первой «ласточки» была более чем приемлема — всего 350 фунтов стерлингов. Несоответствие цены и внешнего вида авто вызывало много вопросов у публики — «хороший автомобиль не может быть дешёвым!» Споры прекратились в тот момент, когда будущая королева Елизавета II стала покупательницей произведения Лайонса.

Не только пресса была шокирована видом автомобиля — компаньон Лайонса, Уильям Уолмсли, тоже не был в восторге от низкого спортивного автомобиля. Уолмси не разделял амбиций своего партнёра и потерял интерес к автомобильной промышленности. Несоответствие видения дизайна, разные взгляды на будущее фирмы, — всё это стало поводом к тому, что в 1934 году Уолмсли покинул «Standard Swallow». Лайонс стал единоличным владельцем бизнеса. Главным инженером назначили Уильяма «Билла» Хейнеса. В будущем он займёт важное место в «Jaguar», где разработает собственную линейку двигателей компании.

Первый Jaguar

После ухода Уолмсли, Лайонс начал работу над новым дизайном. К 1935 году он завершил разработку авто, которое было выпущено под брендом «ласточки». Откуда же появился ягуар?

Прототип модели Standard Swallow 90, 1935
Прототип модели Standard Swallow 90, 1935

В 1935 году на выставке в Нью-Йорке была представлена новая модель «Standard Swallow» — SS90. Производитель заявлял, что SS90 «очень стильный спортивный автомобиль». Однако под капотом были проблемы. Яркий внешний вид скрывал несоответствие рабочих характеристик с современными в то время стандартами.

Кроме того, Уильяму Лайонсу не нравилось название модели авто. Тогда он прибегнул к услугам рекламного агентства «Nelson» — дизайнеру хотелось, чтобы у его автомобиля появилось звучное имя. «Львиная» фамилия Уильяма дала толчок к поиску названия модели и к 1936 году на свет появился «SS Jaguar 100». Он стал самым известным довоенным автомобилем компании.

Презентация модели SS Jaguar в лондонском отеле «Мэйфер», 1935
Презентация модели SS Jaguar в лондонском отеле «Мэйфер», 1935

По сути, первый «Ягуар» являлся усовершенствованной версией SS90. Изменилось только две вещи — двигатель и название. Кроме того, именно с этой модели в названии начали указывать максимальную скорость автомобиля. «SS Jaguar 100» развивал скорость в 100 миль в час! В 1937 году Уильям стал отцом в третий раз. К 1938 году компания под руководством Лайонса была переименована в «SS Cars Ltd.», выпускала 200 авто в неделю и разрабатывала новые модели, стремясь завоевать рынок. Но планам не суждено было сбыться. Началась Вторая мировая война.

Новое имя — новая компания

Во время войны «SS Cars Ltd.» перестроили свою деятельность и наладили заводы для производства военной техники. Лайонс вернулся к разработке мотоколясок, которые пришлись по душе британской армии. Одновременно с этим, «ласточки» осваивали производство воздушной техники. В дальнейшем это поможет «ягуарам» в разработке нового автомобильного двигателя.

В 1945 году компания смогла вернуться к своей основной деятельности. Она претерпела ряд изменений, первым из которых стала смена названия. От названия «SS» решили отказаться — за годы войны это сочетание букв приобрело иное значение. Новое имя компании дала последняя довоенная модель — на свет появилась «Jaguar Cars Ltd.».

Фигурка ягуара на капоте автомобиля компании «Jaguar Cars Ltd.». С 1960-х годов была заменена на плоское изображение по соображениям безопасности.
Фигурка ягуара на капоте автомобиля компании «Jaguar Cars Ltd.». С 1960-х годов была заменена на плоское изображение по соображениям безопасности.

Автором новой эмблемы автомобиля выступил Фредерик Гордон Кросби (английский автомобильный иллюстратор — прим. ред.). Лайонс искал новый символ — «только не такой символ, который выглядит как подстреленная кошка». До 1960-х годов фигурка ягуара украшала капоты всех автомобилей компании.

В 1948 году Лайонс выпускает модель, которая станет культовой для истории «Ягуара». «Jaguar XK120» стала хитом на мотор-шоу в Лондоне в том же году. Всего за два месяца Лайонс разработал кузов для нового шасси и двигателя — ему нужно было уложиться в такой краткий срок, чтобы принять участие в автосалоне 1948 года. Результат превзошёл все ожидания.

Что было дальше? «Ягуар» продолжал укреплять свои позиции в мире автомобилестроения, выпуская один автомобиль за другим. Многие из них считаются знаковыми не только в истории бренда, но и в истории индустрии дизайна. Самым удачным творением Лайонс считал «Jaguar XJ6» — это была последняя модель, которую он разрабатывал в качестве дизайнера. В 1967 году Уильям ушёл с поста управляющего директора, а в 1972 — окончательно вышел в отставку.

Культовые модели Jaguar

«SS Jaguar 100» и «Jaguar XK120» стали началом нового времени в автомобилестроении для компании Лайонса. В 50-е годы «Ягуар» стал работать на увеличение экспорта. Послевоенное время стало началом популярности не только в родной Великобритании, но и по всей Европе, а также в США.

Jaguar Mk VII

В 1950 году на автосалоне в Лондоне представили автомобиль, который произвёл впечатление на всех присутствующих. Разработанный для экспорта в США, но по европейским стандартам, Mark VII был удачной находкой компании. Пятиместное авто с усовершенствованным двигателем, кожаной отделкой салона и передней панелью из натурального дерева не потеряло главное качество бренда — скорость. Количество заказов Mark VII впечатляло, компания заработала более 30 млн долларов. Чтобы удовлетворить спрос покупателя «Jaguar Cars Ltd.» пришлось переехать на завод покрупнее, но всё в том же Ковентри.

Jaguar E-type

Шестидесятые начались для «Ягуар» с успеха. В 1961 году на автосалоне в Женеве представили модель E-type, или XK-E, как её называли в США. Дизайн был разработан Малкольмом Сойером. Во время Второй мировой войны он работал в Бристольской авиационной компании, где разрабатывал самолёты. Придя в «Jaguar Cars Ltd.» в 1951 году, Сойер создал методику расчёта аэродинамических кривых с помощью таблиц. Эти расчёты он внедрил в дизайн E-type, который теперь работал не только визуально, но и аэродинамически. Машина была не просто быстрой и управляемой, она олицетворяла комфорт и изысканность. Реакция на автомобиль была неоднозначной, но модель нашла своего покупателя и пользовалась большим спросом.

Уже после отставки Уильяма Лайонса «Jaguar Cars Ltd.» выпустит Jaguar XJ Series 3, дизайн которого поможет компании обрести единый стиль. Затем, после перехода прав на компанию к Ford Motor Corporation, Jaguar XJ (X300) — модель стала невероятно успешной и получила сотни положительных отзывов. Сэр Уильям Лайонс уже не мог видеть успехов своего детища, бизнесмен и дизайнер скончался в 1985 году. Последней работой мастера стала модель Jaguar XJ6, которая «кормила» компанию в течение почти двух десятилетий после выпуска.

Jaguar XJ6, Series 1

«Изящество, пространство и скорость» — такой лозунг использовался при проектировании новой модели во второй половине 60-х годов. Эта модель сохраняла индивидуальные черты бренда, хотя и стояла на порядок выше того, что было ранее. «Люксовость» авто не уступала Rolls-Royce. Лайонс считал XJ6 самой удачной моделью за все годы работы. В 1968 году Jaguar XJ6 вышел в серийное производство.

Закат карьеры Уильяма Лайонса

В 1972 году Уильям ушёл в отставку. Он поддерживал связи с компанией, являясь для сотрудников живой легендой. После выхода на пенсию состояние его здоровья довольно быстро ухудшилось. Несмотря на это, Лайонс оставался консультантом Jaguar.

Уильям и Грета Лайонс вместе со своими собаками — Салли и Пеппи. Рядом с ними первый и последний автомобили, дизайн которых разрабатывал сэр Уильям в компании Jaguar Cars Ltd. — SS Jaguar 100 (1936) и Jaguar XJ6 Series 1 (1968).
Уильям и Грета Лайонс вместе со своими собаками — Салли и Пеппи. Рядом с ними первый и последний автомобили, дизайн которых разрабатывал сэр Уильям в компании Jaguar Cars Ltd. — SS Jaguar 100 (1936) и Jaguar XJ6 Series 1 (1968).

Лайонс поселился в Уоппенбери-холле. Вместе с женой он активно проводил дни — играл в гольф, путешествовал, занимался садом и разводил суффолкских овец и джерсийский скот на своей ферме в Уоппенбери. Лайонс умер 8 февраля 1985 года в возрасте 83 лет.

Прожив долгую жизнь, сэр Уильям Лайонс оставил в наследство последователям созданную с нуля компанию, которая до сих пор развивается и создаёт новые дизайны. Он был первопроходцем, который стремился к большему, а его жизнь была подчинена одной страсти — скорости. «Из всех творений рук человеческих автомобиль больше всего похож на живое существо», — говорил Уильям Лайонс. И «Jaguar» — подтверждение его слов.

Текст: Вероника Ушенина