Найти тему

Фарс в официальных письмах ДЗМ

Друзья, хочется поделиться с вами ответным письмом от Департамента здравоохранения г. Москвы на обращение моего коллеги из ОНК после нашей неудавшейся попытки посетить психиатрическую больницу.

Возможно вам (как и мне) покажется, что такой бред невозможно писать в официальных письмах, но не будем забегать вперёд. Давайте попробуем разобраться вместе.

Итак, в соответствии с этим письмом оказывается, что для "психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке...пребывание...в местах принудительного содержания не требуется".

На наш взгляд, если человека недобровольно/принудительно помещают куда-либо, то это место автоматически становится местом принудительного содержания, т.к. там он находится не по собственному желанию. СИЗО это или психиатрическая больница, да хоть подвал частного дома - не имеет значения.

"Уровень качества медицинской помощи и соблюдения прав пациентов...поддерживается путём...контроля качества и безопасности оказания медицинской помощи".

Службы контроля качества медицинской деятельности на всех указанных в письме уровнях действительно оценивают, насколько хорошо оказана медицинская помощь. Но защита прав граждан не входит в их полномочия.

Далее снова идёт отсылка к Приказу ДЗМ N°766 (и зачем-то краткий экскурс в нормативно-правовую основу эпидемиологической безопасности), который к членам ОНК не применим.

-2

"Посещение пациентов...возможно...при условии соблюдения требований...".

На всякий случай сообщаю всем (даже представителям ДЗМ), что цель ОНК - это НЕ посещения подследственных/подозреваемых в СИЗО или пациентов в психиатрических больницах. Цель деятельности ОНК - это осуществление общественного контроля для соблюдения прав граждан в местах принудительного содержания, коими являются в том числе и психиатрические больницы (как мы выяснили выше).

"Общественные объединения...могут осуществлять контроль...за соблюдением прав... граждан".

И ещё минутка просвещения: ОНК не является общественным объединением или общественной организацией. ОНК - это самостоятельный субъект общественного контроля, это гражданско-правовое сообщество. Деятельность ОНК регулируется Федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" от 10.06.2008 N 76-ФЗ и Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ. Поэтому всё описанное в письме для общественных объединений к ОНК отношения не имеет. И уж тем более у членов ОНК нет и быть не может обязанности что-либо согласовывать с руководством больницы.

Дальше ещё интереснее - после перечисления всех запретов и ограничений, которые заместитель ДЗМ считает подходящими для деятельности ОНК, сообщается, что посещение рабочей группой психиатрической больницы всё же состоялось. Только вот незадача - перепутали то ли даты, то ли больницы, то ли организацию, а может ещё что-то (в этом замысловатом письме всё возможно): в больницу N°4 мы так и не попали, а 30 марта (как указано в письме) даже и не планировали, а вот другую психиатрическую больницу таки удалось посетить.

Интересно, что на совместном совещании управления ФСИН, ОНК и ДЗМ была преподнесена совершенно другая информация об алгоритме взаимодействия ОНК с организациями ДЗМ. Правда по нормативному обеспечению представитель ДЗМ нам ничего не смогла ответить (хотя в её обязанностях прописано "обеспечение работы постоянно действующей рабочей группы по нормативно-правовой работе и правовому сопровождению мероприятий по защите прав и законных интересов ДЗМ, нормативно-методическому обеспечению реализации полномочий, правовая экспертиза") - обещали прояснить этот вопрос, да, видимо, так и не разобрались. Сотрудники ДЗМ между собой вообще не контактируют?

И вот на фоне прочитанного у меня вопрос.... ЧТО ПРОИСХОДИТ?

P.S.: когда мы сталкиваемся с таким активным сопротивлением общественному контролю, мы априори предполагаем неправомерные действия в этих организациях. В данном случае, наши опасения обоснованы - огромное количество жалоб и получаемая обратная связь говорят сами за себя.