Эту историю поведал святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, живший в 19 веке.
Бережно сохранил ее митрополит Антоний Сурожский, живший в 20 веке.
Весьма любопытная история.
Задачка перед святителем Филаретом.
Был один совершенно спившийся священник, служивший в одном из деревенских приходов, подчиненных Владыке Филарету. При этом, жители деревни вели порядочный трезвый образ жизни. Их пугал и досадовал постоянно пьющий их «батюшка».
В другой деревне была совершенно противоположная ситуация. Деревенский люд беспробудно пил, а батюшка был единственным трезвенником. Каково ему было проповедовать Христа спившимся, опустившимся людям?
Надо было решить эту непростую задачку. Конечно, самый простой способ решения – уволить на покой и лишить сана алкоголика священника. Но ищет ли христианский пастырь легких путей в жизни? Не легких и не трудных ищет, но богомудрых и богоприятных.
Чтобы найти такое решение помолился сей святой муж, святитель Филарет, Господу, дабы открыл Христос ему мудрое разумение. От сердца помолился.
Решение.
Пришло святителю решение от Бога, заключавшееся в следующем: зачем в пьяной деревне трезвый священник, и наоборот. Помогу - ка я трезвенному батюшке, направлю его во вменяемый приход, пусть там послужит Христу с честью.
А того, пьяницу, отправлю к его же грешным собратиям. Пусть вместе спиваются, если это их выбор. Вместе и погибнут, если Господь не спасет. И помолился о них ко Христу, как в Воле Его Святой будет.
Сказано – сделано.
Так и распорядился святитель Филарет, и такую рокировку провел.
Проповедь пьяного священника.
Пьяница священник, по какому-то непонятному внутреннему чутью понял, что с ним произошло и в какую историю он влип. Верно, на смерть от порока направляет его Владыка Филарет. Допился, дослужился.
Разуметь-то уразумел, но сил противостоять пороку нет: больно сладок и привычен владыка змей зеленый, поработивший душу его крепко. Ух, как крепко.
В первый же воскресный день, пьяница - священник собрал осоловевший от выпивки приход и от сердца произнес проповедь:
«Посмотрите, что случилось. Вся надежда на меня потеряна, как и на вас. Нас соединили вместе, потому что мы все равно пропадем пропадом.
Но я, как священник, должен причащаться Святых Даров каждый раз, как служу Литургию. Несмотря, что я такой же пьяница, как и вы.
Давайте причащаться вместе. Вы ничем не хуже меня.
И будем надеяться, что то, чего человек не может сделать, Бог над нами совершит.
Только давайте так: будем причащаться из благодарности Богу за то, что Он нас любит и терпит (хотя мы сами - то себя уже не любим и не терпим), попробуем Ему какую-то радость в течение недели доставлять, чем-то радовать".
Исправление.
Люди внимательно выслушали священника. От души говорил, просто, и за душу взяло.
Так и стали поступать. Причащались по воскресениям всей деревней, а всю неделю старались Бога чем-то радовать, какими –то своими поступками.
Через время произошло следующее: и батюшка перестал пить, и вся деревня вместе с ним.
Послесловие.
Выводы из истории делайте сами.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях
(Из книги митрополита Антония Сурожского «Об исповеди» про историю, поведанную Владыкой Филаретом Московским)