Павел Утицких. «Загадка вечная Души и полотна…»
Павел Утицких родился в Воронеже, в 1984 году. По предложению школьного учителя рисования и с согласия матери, рано заметившей его необычайное чувство цвета и одаренность, начал заниматься в изостудии ДК Машиностроителей.
Затем закончил художественную школу, Воронежское художественное училище и поступил в Воронежский институт искусств.
В 2006 году жизнь Павла Утицких безвременно оборвалась.
После него, в его наследии, осталось более тысячи работ: пейзажи, акварели, наброски, графика, рисунки.
В акварелях и пейзажах П. Утицких властвуют краски родного края, озера, луга, поля, бездонность с, которое, впрочем, может обрести и грозовую, грозную свинцовость, ибо часты в этих краях очищающие грозы, дожди, ливни, облака, тучи….
И кисть Павла Утицких имеет на зрителя такое же, как и мартовский дождь или августовский ливень, глубоко очищающее душу и сердце, одухотворенное, колдовское, воздействие.
Знакомство с картинами не создает напряжения или чувства подавленности.
Мы ощущаем только задумчиво волнующую нежность и тепло. Даже пейзажи с осенней хмуростью, непогодой и вескими крапинками дождя, несут в себе не заряд уныния и печали, а лишь проецируют жажду естественного утешения и покоя, жажду задумчивой созерцательности, что, может быть, полно присутствовала и в самом характере художника!
Павел, каждой своей работой, как будто всегда, отчаянно и твердо выражал и утверждал лишь свою бесконечную жажду жизни и любви к миру. Художник постоянно находился в солнечном, живом поиске.
Именно, в солнечном. Дарящем тепло. Оно, это тепло, бесконечным потоком исходит от многих полотен Павла, даже и незавершенных…
Например, таких, как это, наполненное потоком ярких, и сочных красок, которыми выписано хлебное поле, колосья, лес, темнеющий вдали.
Привлекает зрителя на картине и ощущаемая зримо и тактильно почти, прозрачность, синева и бесконечная высота неба. Художником осмысленно создано одухотворенное и гармоничное полотно.
В осязаемом, графически емком, большом пространстве.
И в лучших традициях русского классического пейзажа. Картина чем-то удивительно напоминает холсты Шишкина.
Но иногда живопись Павла звучит отчетливо и тонко, нотами импрессионизма, волшебно перекликается с нотами Врубеля, Сомова, Сезанна, Моне, Головина.
Краски тогда ложатся на бумагу или холст чуть сочнее, плотнее, становятся густыми, но нежность не исчезает из них, они будто бы нежно обволакивают, ласкают, греют душу, зовут в задумчивое созерцание, осмысление себя самого.
Уместно будет заметить, что от картин П. Утицких исходит не только ясная нежность, тихая задумчивость, но также видна и слышна в них и постоянная напряженность духовного поиска истинного художника, Мастера.
И его ошеломляющая очарованность красотами русской природы, пейзажа, у которого, быть может, нет и не было кричащих и броских красок, но есть, затаенная, но отчетливо слышимая, нота души, неизменно зовущая вперед и ввысь. Живопись Павла Утицких, созданная его взыскующей и тонко чувствующей молодою душою, на гранях импрессионистского и реалистического искусства, безусловно, несет в себе бесконечно светлый заряд любви и вдохновения, жажды Бытия и бесконечного любования им.
Потому то она всегда будет нужна зрителю и бесконечна интересна всяким поколениям, жаждущим приобщиться к истинному, - современному и вечному - искусству, внять ему и любить его.
@ Лана Астрикова – Макаренко. Май 2023 г.