Пока я сам не стал всемирно признанным мастером, я учился у других всемирно признанных мастеров, например, у Скотта Адамса, автора комикс-стрипа Dilbert, построенного на офисном юморе. На вершине своей славы в 2013 году стрип ежедневно издавался в 2000 газет в 65 странах и переводился на 25 языков.
Недавно Адамс в каком-то видео наговорил себе на восемьдесят пожизненных заключений по УК LGBTQQICAPF2K+, и его отовсюду выпилили. Cancel Culture и вотэтовсё. Это делает его творчество ещё ближе сердцу простого русского человека...
Нижеследующий материал я взял и перевёл на русский язык из блога Адамса в 2005 году, источник уже сгинул в реке времени, и я его не смог отыскать.
***
Юмор из любой ситуации можно извлечь, используя правило, которое я называю 2-из-6. Чтобы что-либо получилось смешным, вам нужны как минимум два из следующих элементов:
1. Милый (как дети или животные).
2. Озорной.
3. Дикий (невероятный).
4. Умный.
5. Узнаваемый (вы там были).
6. Жестокий.
Я изобрел это правило, но вы сами можете проверить: если что-либо является смешным, оно ему соответствует. А если не является, то нет.
Одной из причин того, что юмор в виде комикс стрипов столь популярен является то, что пункт 1 (Милый) выполняется в них автоматически. «Кальвин и Хоббс» (Calvin and Hobbes) считается многими лучшим стрипом всех времен, но эпизоды, главными действующими лицами в которых являются родители, всегда снижают к нему интерес. Когда же в стрипе сочетаются сами Кальвин и Хоббс (оба невероятно Милые), остроумный диалог (Умный), опасный трюк (Жестокий), Кальвин, который ведет себя, как типичный ребенок (Узнаваемый), но размышляет над взрослыми философскими темами (Дикий), он дает в сумме 5-из-6 элементов юмора, что является абсолютным рекордом.
Мой стрип «Дилберт» (Dilbert) получается лучше всего, когда Милый Догберт (Dogbert) делает что-то Жестокое, Умным способом по отношению к Узнаваемым людям. Это мой вариант 4-из-6 и он мне удается редко. Обычно я беру Узнаваемую офисную ситуацию и просто делаю с ней что-нибудь Жестокое. В удачный день мне удается сделать это Умным способом. В неудачный день я ввожу в стрип какого-нибудь Дикого персонажа, как, например, гигантский говорящий огурец. В среднем у меня получается комбинировать 2 или 3 элемента. Достаточно, чтобы мой стрип публиковался в 2000 газет, но это по-прежнему не больше, чем прыщик на заднице у Снупи (Snoopy).
Возьмем для примера стрип «Бисер перед свиньями» (Pearls Before Swine), недавно появившийся, он уже публикуется в нескольких сотнях газет и их число продолжает расти. Его автор, Стефан Пастис (Stephan Pastis), заучил наизусть правило 2-из-6 и применяет его с религиозным рвением. Насколько я знаю, он единственный художник, не считая меня, кто делает это осознанно. В представленном стрипе мы имеем Милых животных, немного жестокости, которая, несомненно, Жестокая, немного Дикого поведения, и все это объединено Умной идеей. Это 4-из-6. Посмотрите сами.
И напоследок еще несколько правил:
1. Используйте простые предложения, которые легко читать. Сложные предложения с длинными словами убивают юмор.
2. Используйте забавно звучащие слова (не «упасть», а «шмякнуться»).
3. Только люди являются объектами юмора. Нельзя извлечь юмор из абстрактных понятий и предметов.
А теперь вперед и будьте смешными. У вас больше нет отговорок.
Скотт Адамс.