Найти тему
ArtPublica

Да пребудет с вами 4-е — архетипы в «Звездных войнах» и искусстве

Оглавление

Сегодня День Звездных войн. Дата выбрана из-за часто звучащей в фильме и ставшей знаменитой цитаты May the Force be with you («Да пребудет с тобой Сила»), которую многие поклонники обыгрывают как May the fourth be with you (англ. fourth — четвёртый и May — май).

Первое официальное празднование Дня «Звёздных войн» состоялось в 2011-м в канадском Торонто, а с 2013 года уже сама компания Disney официально признала праздник, который фанаты также иногда называют Днём Люка Скайуокера.

После 9 фильмов и нескольких сиквелов, приквелов и спин-оффов культурное влияние саги о Люке Скайуокере неоспоримо. Одна из причин, по которой эти истории так живучи, заключается в том, что на режиссера Джорджа Лукаса сильно повлияли идеи мономифа при создании его вселенной, особенно работа Джозефа Кэмпбелла (книга «Тысячеликий герой»).

Марк Хэмилл и Джордж Лукас. Кадр со съемок фильма «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда»
Марк Хэмилл и Джордж Лукас. Кадр со съемок фильма «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда»

Мономиф — это шаблон истории, общий для многих мировых культур, где герой покидает дом и, пройдя серию приключений и испытаний, возвращается просветленным и готовым помочь и спасти всех. Согласно Дж. Кэмпбеллу, герой проходит несколько стадий путешествия, прежде чем миф достигает своего апогея, прежде чем герой становится героем.

До Кэмпбелла психиатр Карл Юнг выделил 12 моделей поведения. А еще раньше древние понимали мир через архетипы, которые дошли до нас в виде мифов. Когда мы сравниваем архетипы «Звездных войн» с теми, что проявляются во многих культурах по всему миру, становится легче увидеть и понять персонажей фильма.

1. Герой: Люк Скайуокер и Персей

Люк Скайуокер — главный герой вселенной «Звездных войн». Герою суждено победить зло. Он обладает большим мужеством и готов рискнуть всем ради общего блага. Его цель - восстановить мир, гармонию и справедливость в обществе. Здесь мы видим Персея и Андромеду работы Антона Менгса.

Антон Рафаэль Менгс, Персей и Андромеда, 1778, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
Антон Рафаэль Менгс, Персей и Андромеда, 1778, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

2. Злой противник: Император и Лаокоон

Люк сталкивается с разными антагонистами, но его главным противником является Император. Противник — это теневая версия героя, готовая сделать все, чтобы помешать герою достичь цели, и готовая помешать ему на каждом шагу. Например, скульптурная группа, изображающая смертельную борьбу жреца Лаокоона и его сыновей со змеями.

Агесандр, Афинодорос и Полидор Родосский, Лаокоон и его сыновья, 40-30 гг. до н.э., музей Пио-Клементино, Ватикан.
Агесандр, Афинодорос и Полидор Родосский, Лаокоон и его сыновья, 40-30 гг. до н.э., музей Пио-Клементино, Ватикан.

3. Антигерой: Хан Соло и Самсон

Хан Соло — отличный пример антигероя. Антигерой может иметь или не иметь все качества героя, но ему не хватает желания добиваться большего. Самсон — классический антигерой. Здесь мы видим его в изображении Самсона Валентина де Булони в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Валентин де Булонь, Самсон , 1631, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Валентин де Булонь, Самсон , 1631, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

4. Девушка в беде: принцесса Лея и Гвиневра

Принцесса Лея — главная женская фигура в фильме, и в разное время она отображает элементы двух архетипов. Вначале ей нужна помощь, но она также сильна духом и оказывается искушением, отвлекая Люка от его обучения и заманивая Хана в сопротивление. Здесь мы видим Гвиневру в образе Девы в Беде/Соблазнительнице в «Последнем часе», иллюстрации Флоренс Харрисон к «Гвиневре» Альфреда Лорда Теннисона.

Флоренс Харрисон, «Последний час», иллюстрация к «Гвиневре» Альфреда Лорда Теннисона , 1912.
Флоренс Харрисон, «Последний час», иллюстрация к «Гвиневре» Альфреда Лорда Теннисона , 1912.

5. Наставник: Оби-Ван и Хирон

Роль наставника состоит в том, чтобы направлять главного героя до определенного момента, после чего герой должен разобраться во всем самостоятельно. Типичным наставником в «Звездных войнах» является Оби-Ван Кеноби, который направляет Люка на путь становления джедаем, но не видит конца пути Люка. Здесь мы видим кентавра Хирона , обучающего Ахиллеса, на фреске из Геркуланума.

Хирон учит Ахиллеса, фреска из Геркуланума, ок. 65-79, Национальный археологический музей, Неаполь, Италия.
Хирон учит Ахиллеса, фреска из Геркуланума, ок. 65-79, Национальный археологический музей, Неаполь, Италия.

6. Дружелюбный зверь: Чубакка и Аргос

Дружелюбный зверь — обычно животное, которое помогает герою, показывая, что природа на его стороне. Здесь мы видим Улисса, признанного его псом Аргосом, работы Жана-Жозефа Эсперсье.

Жан-Жозеф Эсперсье, Улисс, признанный его псом Аргосом , около 1812 г., частное собрание. Сотбис.
Жан-Жозеф Эсперсье, Улисс, признанный его псом Аргосом , около 1812 г., частное собрание. Сотбис.

7. Верные слуги: C3PO, R2D2 и Патроклос

Это напарники, готовые защитить героя и помочь ему или ей выполнить свою миссию. R2D2 и C3PO, преданные дроиды, являются хорошими примерами этого архетипа. Здесь мы видим картину «Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла» Гэвина Гамильтона, где герой Ахиллес показывает свою скорбь по поводу кончины своего дорогого помощника.

Гэвин Гамильтон, Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла , 1760-1763, Национальная галерея, Эдинбург, Великобритания.
Гэвин Гамильтон, Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла , 1760-1763, Национальная галерея, Эдинбург, Великобритания.

Архетипы позволяют зрителям связывать определенные части себя с персонажами историй и произведений искусства, тем самым создавая более прочную связь и способствуя пониманию и обучению на многих различных уровнях. Это знали древние, это знали художники, это знал Джордж Лукас.

В этот День Звездных войн, да пребудет с вами сила!

Понравилась статья? Тогда поставьте лайк, подпишитесь на канал и поделитесь статьей с друзьями.