Как-то так уж вышло, что моими «рабочими лошадками» стали ручка и бумага, а не графический планшет. Раньше это было проблемой и препятствием, а теперь стало, своего рода, визитной карточкой нашей руманги. Голь на выдумки хитра. И в нашем случае та самая голь и непреодолимое желание попробовать себя в создании руманги стали движущей силой.
Вооружившись подручными средствами, я перепробовала массу материалов, пока не нашла то, что мне подходит. Учитывая специфику получившегося стиля, где совмещены традиционные материалы и цифровое колорирование, мне было необходимо найти то, что отвечало бы всем пунктам наиболее успешно.
1. БУМАГА
Чтобы нарисовать хоть что-нибудь нужна «рабочая поверхность». У кого-то это холст, торшон или же, если дело касается цифровой живописи, графический планшет. Я выбрала обычную офисную бумагу.
Почему ее, а не, скажем, бумагу для черчения, которая намного плотнее и приятней в обращении?
Ответ прост – она дешевле и ее много. А учитывая сколько страниц уходило с самого начала наших проб в руманге (а сейчас уходит еще больше), использовать плотную бумагу очень неэкономно.
Второй же причиной выбора было то, что мне нужен лишь лайн, который в последствии обрабатывался и колорировался в фотошопе. А значит использовать более дорогой материал для создания «сырья» просто не имеет смысла.
Что же конкретно мне нужно от офисной бумаги? Какие ее свойства в моем случае важнее всего?
В первую очередь – это текстура, которая зависит от качества проклейки бумажной массы специальным составом, делающей поверхность листа гладкой. Почему это важно? Потому что, рисуя страничку приходится много исправлять, стирая ошибки ластиком, а это, в большей или меньшей степени, изнашивает поверхность бумаги. И чем глаже поверхность, тем больше воздействий выдержит лист.
Сейчас с этим пунктом очень сложно, ведь лазерная печать, в отличии от струйной, не нуждается в добротной «проклейке» листов бумаги. Производителям это только на руку, а вот людям рисующим – нет. Поэтому поиск хорошей бумаги для меня самая большая проблема.
2. КАРАНДАШ
Второе, что нужно для рисования на «рабочей поверхности» - это карандаш. Неотъемлемый помощник в создании набросков и финального рисунка, который после будет обведен ручкой и перейдет на этап цветовой обработки.
Здесь у меня произошла некоторая эволюция поисков. Изначально, как и всякий выпускник художественного ВУЗа, для меня существовал только один приемлемый вид карандашей. Он же классический, но с одним существенным НО! Заточен он должен быть ножом, и иметь вид копья.)))
Когда я начала рисовать первые странички руманги данным «грифельным господином», выявился ряд неудобств, которые раздражали и затягивали процесс. А именно постоянная необходимость затачивать карандаш до состояния иглы, что довольно быстро укорачивает его и приходится бежать за новым. Также к этому подтягивается и постоянная необходимость покупать сменные лезвия для канцелярского ножа. Который должен быть всегда острым, иначе грифель в процессе заточки скорей всего сломается от чрезмерного давления.
Для академического рисунка, не спорю, это лучший вариант и единственно верный, но вот для руманги – неудобный и дорогостоящий.
Тут я обратила внимание на механический карандаш. Он решал все мои проблемы.
Первое – был всегда тонко заточен, что не требовало наличия канцелярского ножа и наждачки.
Второе – вместо нового карандаша достаточно купить сменные стержни.
И третье – стоимость одного карандаша превышает стоимость набора сменных грифелей. А учитывая, как быстро классический карандаш «заканчивается» из-за академической заточки, то выгода механического возрастает в несколько раз. Единственное, что может подпортить настроение – это поломка грифеля в момент его «заправки». Здесь нужно не торопится и все будет хорошо.
3. ЛАСТИК
Когда есть бумага и карандаш, третье, что непременно понадобится – ластик. Он уберет ошибки и поправит неточности. Однако в моем случае ластик нужен на финальной стадии лайна, даже после обводки ручкой.
Почему? Да потому что ластиком я убираю оставшийся карандаш, пробивающийся за обведенные чернилами края. Для работы на карандашной стадии я использую другой материал, так как любая терка гораздо сильнее воздействует на поверхность бумаги.
Что мне нужно от ластика? То, что и всем – мягкость и при этом хорошее удаление грифеля. Я нашла оптимальный вариант, который и добротно стирает грифель, и мягко воздействует на бумагу и, что не маловажно, «живет» дольше прославленных ластиков «милан» или «кохинур». А еще имеет бонус в виде более низкой цены, что опять же важно, когда производство руманги буквально поставлено на конвейер.))
4. РУЧКА
Когда карандашный рисунок доведен до нужной кондиции, в дело вступает ручка, которая обводит лайн, делая его насыщенным, а значит более четким.
Здесь я перепробовала самое большое количество материалов. Сначала я не долго мудрствуя выбрала гелевую ручку. Насыщенность бесспорная. Чернота та, какая нужна (особенно при фотографировании). Но при длительном использовании обнаружились два существенных недостатка. Она жутко мазалась, и даже соблюдая осторожность, частенько смазывала готовый рисунок, что хоть и можно было исправить при помощи фотошопа, но забирало лишнее время. Второй недостаток – она очень быстро заканчивалась (у меня через 2 недели, правда сейчас она заканчивалась бы уже через неделю).
Я стала искать замену, которая бы в первую очередь была столь же черной и не мазалась бы. И нашла линер. Так как внутри была не гелевые чернила, а тушь, рисунок высыхал моментально и не размазывался. Но выяснилось, что тушь кончается гораздо быстрее, а стоимость линера в несколько раз выше гелевой ручки. К тому же при моей особенности руки, которая не дает мне провести уверенную ровную линию, мне не подхода ни гелевая ручка, ни линер.
Мне нужен был материал, позволяющий использовать градиентность линии, не заканчивающийся за неделю, а также имеющий довольно насыщенный черный лайн. И я его нашла. Им оказалась ручка километровка или ручка флаер. Пользуюсь ею до сих пор, и пока лучшего совмещения всех нужных мне качеств не обнаружила.
Что же она мне дает?
Первое – это совместимость с моим «нервическим» способом рисования, когда я не провожу одну уверенную линию, а делаю мелкие штришки.
Второе – она не мажется как гелевая ручка, и почти такая же насыщенная.
Третье – ее хватает надолго. У меня это 2-3 месяца.
Четвертое – доступность. Всегда есть в наличии в любом канцелярском магазине.
Правда у нее есть один минус. Особенно этот недостаток встречается в сменных стержнях. Иногда их приходится долго расписывать. Бывает также, что этот недуг может приключится даже когда исписана половина стержня.
5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вспомогательных материалов немного, но они не менее важны.
Первый – это клячка. Именно ее я использую вместо ластика на этапе прорисовки карандашного наброска. Она не стирает линию полностью, но делает ее заметно бледнее, что похоже на прорисовку лайна в графическом планшете. Использую самую доступную в продаже кохинуровскую.
Второй – это обычная салфетка. С ее помощью я убираю со стержня ручки лишние чернила, во избежание клякс и наплывов.
Третий – это два листа бумаги. Один плотный, для удобства, чтобы подлаживать под низ. Второй для того, чтобы класть поверх рабочей странички, чтобы рука не соприкасалась с «рабочей поверхностью» и не оставляла на бумаге кожное сало, которое препятствует хорошему рисованию карандаша и ручки. Также верхний лист не дает растирать карандашный рисунок тыльной стороны руки.
Автор КаМа