Недавние поправки в закон о воинском учете ничего не меняют в части призыва. Да, звучит безумно, но мы готовы объяснить нашу точку зрения.
Мы уже говорили на тему, что изменилось с внесением поправок в закон, к кому относится и как будет применяться. В этой статье перейдем к практической составляющей – сложившейся практике, 10-летнему закону и реальным перспективам реализации поправок.
Реестры
В реестр воинского учета будут сгружать все данные о военнообязанных. Вопрос в том, как наличие единого реестра, включающего 50 млн человек, (подсчет от Шойгу в сентябре 2022 года без всякого электронного реестра) поможет конкретным районным военкоматам ловить уклонистов? Например, состоит на учете в конкретном военкомате тысяча призывников. Как упростит задачу военкому доступ к данным об остальных 4,99 млн человек?
Разумеется, у нас не возникает сомнений (ведь обратного никогда не случалось), что этот реестр создадут в кратчайшие сроки, в такие же кратчайшие сроки во все военкоматы закупят компьютеры, во всех, даже самых отдаленных, населенных пунктах проведут для этого Интернет, а кое-где даже и электричество.
С реестром повесток, на первый взгляд, немного сложнее, поэтому давайте разберем ситуацию на примере. Что в сентябре 2022 года сделали граждане, которые не захотели служить? Они либо начали сидеть дома (не обязательно у себя), либо покинули пределы РФ.
Вопрос: как реестр повесток повлияет на эти стратегии? Вероятно, если и когда реестр повесток заработает, он только упростит реализацию «убытие-стратегии». Этот реестр попросту позволит избежать публичных объявлений самим ВВП о мобилизации, не совсем бьющихся с рейтингом 90% поддержки, картины с сухопутными границами с Грузией и Казахстаном, а также с билетами в Узбекистан за 200 000 рублей. Просто в реестр будут планомерно включать по 2000-3000 человек в неделю и постепенно их обрабатывать. В момент включения этих людей в реестр их выбор будет за ними, но уже не по 200 000 рублей за билет.
Ну, и еще все вышесказанное про Интернет, Пентагон и ГОЭЛРО.
Повестки
Да, законодатель изменил правила игры и теперь не военком должен найти призывника, а призывник должен обеспечить «связь с самим собой». Любой юрист вам расскажет, что еще в 2013 (10 лет назад!) году были внесены масштабные поправки в ГК, ГПК и АПК, которые… установили то же самое. Если кратко, то: не получил повестку из суда – твои проблемы, проиграл дело – иди в апелляцию, может там тебе поверят.
Иными словами, привели довольно старый закон, так сказать, к «лучшим практикам». Изменится ли что-то от этого для 99% призывников? Нет. Полагаем, что решение о том, идти служить или нет, принимается не в момент вручения повестки, а чуть ранее.
Сроки
В сроках запутались все, возможно даже законодатели (мы, разумеется, тоже). Попробуем структурировать:
1. Военкомат размещает повестку в реестре – срока нет;
2. Повестка считается врученной по истечении семи дней с момента размещения в реестре;
3. Военкомат в течение суток направляет гражданину предупреждение о применении временных мер;
4. Гражданин должен в течение двадцати дней явиться в военкомат;
5. Только после этого всего наступают «временные меры». Данного срока в законе нет, но предположим, что на следующий день.
Считаем: 7 + 1 + 20 + 1 = 29 дней.
Ограничительные меры
1. Запрет на создание ИП и применение налога на профессиональный доход.
Возможно есть какая-то внутренняя статистика, что в сентябре 2022 года люди массово увольнялись, оформляли ИП и работали со своими же работодателями как фрилансеры. Но это же следствие, а не причина. Как это помешает уклоняться?
2. Запрет на регистрационные действия с недвижимостью
Очевидно мера направлена на то, чтобы решившие уехать не продавали свои квартиры и не смогли, например, купить что-то за рубежом. Это понятно. Но что делать с тем, что около 50% недвижимости в РФ приобретается с использованием ипотеки и в любом случае не может быть продана, т.к. находится в залоге у банка. По остальному возвращаемся к расчету срока и понимаем, что за 29 дней недвижимость можно если не продать на открытом рынке, то уж точно переоформить на родственника.
3. Водительские права
Опять же, рассмотрим через призму двух стратегий. Если призывник остается в РФ, то вероятнее всего он будет прятаться и минимизирует количество выходов на улицу, мера окажется малоэффективной. Если же призывник решит уехать из РФ, то за границей не будут проверять никакие реестры, достаточно будет пластика.
4. Запрет на выезд
По срокам всего семь дней, военком не должен направлять предупреждение.
Сравним с тем, как было в сентябре 2022 года: какие-то списки у пограничников, пункты призыва перед границей, кого-то выпустили, кого-то не выпустили. То ли из-за призывного возраста, то ли из-за востребованной ВУС. Абсолютно непрозрачная и непонятная история, еще и сопряженная с существенными затратами. Внесенными же поправками попросту легализовали уже сложившуюся практику. Плохой закон лучше отсутствия закона.
5. Кредиты и машины
Даже комментировать не хочется.
Подводим итоги
Оставим субъективное отношение к усилиям законодателя в данном направлении, но по сути закон лишь зафиксировал уже существующее положение дел. Ну, а «правовые новеллы» по ИП, кредитам и машинам, на наш взгляд, бессмысленны и неэффективны.
На связи были юристы из юридической компании Эклекс, подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/eclex. Там правовые новости, полезная информация и кейсы из практики для бизнеса и предпринимателей.