Найти тему
От Байкала до Амура...

Ленский мост – триумфальная арка Западного БАМа

Уж сколько писано-переписано о строительстве этого моста, а память возвращает бамовцев вновь к тому историческому событию. Своими воспоминаниями с читателями и подписчиками канала поделился Александр Зяблицев, ветеран БАМа, бывший главный инженер Мостоотряда №5.

Читаем и комментируем!

Фотогалерея Александра Зяблицева
Фотогалерея Александра Зяблицева

Поздней осенью 1973-1974 годов к створу будущего железнодорожного моста через Лену пробивался «санный поезд» с участием прораба Василия Мыкало для обустройства нового участка.

С начала 1974 года участки строительства моста через Лену и сооружения поселка мостостроителей возглавили Вячеслав Киндалов и Иван Титаренко.

Вот как сегодня вспоминает то время Сергей Кутиков, машинист экскаватора Э-652: «В феврале 1974 года меня и еще двух экскаваторщиков – Николая Логинова и Анатолия Закутилина пригласил к себе на беседу начальник Мостоотряда №5 Павел Николаевич Козлович.

На месте дислокации

Мы приехали в город Абакан в контору (так в то время назывались офисы) с разных участков Мостоотряда в указанное время.

При встрече начальник сказал, что отправляет нас на Лену (так назывался участок строительства моста) строить поселок, а потом железнодорожный мост. Приказ есть приказ, из Абакана мы вчетвером выехали на Лену 28 февраля 1974 года. Мы – это я, моя жена Люба, Николай Логинов и Анатолий Закутилин.

На следующий день, по приезду, мы выехали на место дислокации будущего поселка мостовиков. В то время это было поле за деревней Якурим с небольшим озерком посередине, где стоял один вагончик и разместилась прорабская. Я проработал на БАМе с 1974 по 1999 г. на экскаваторе, который получил в 1973 году, когда пришел работать в Мостоотряд № 5.

Так жили и работали – было вначале трудно, но интересно. Молодые же все были!».

Фотогалерея Александра Зяблицева
Фотогалерея Александра Зяблицева

Поезд прибыл на Лену

К 8 утра 20.12.1974 г. я уже доехал до Мостоотряда, зашел в контору и прошел к заместителю начальника МО-5 по кадрам и быту Лукашу Михаилу Ивановичу.

Он провел меня в кабинет руководства вновь созданного треста Мостострой-9, представил главному инженеру Шмидту Валерию Иосифовичу, познакомил с председателем профкома Кудровым Виталием Николаевичем и заместителем управляющего Белозеровым Сергеем Степановичем.

Направили на участок «Лена», в распоряжение начальника участка, прораба Киндалова Вячеслава Петровича, мастером на сооружение опор №№ 1,2. Познакомился с бригадиром Александром Александровичем Шестаком.

Поселили в коттедж с рабочими. Печку надо было топить непрерывно, на дворе мороз стоял до минус 50 градусов.

Счастливый миг

15 августа 1975 года вышли на правый берег реки. Первый человек, который прошёл по мосту, был его строитель. В тот момент, когда он шёл по нижнему поясу, спрыгнул на опору, а потом повернулся и поднял обе руки, как символ победы.

В тот момент все мы ощутили, что эти вечерние часы самые счастливые в нашей жизни. Сегодня по этому поводу будет митинг, будут слова – высокие по смыслу и крепкие по вере, и сейчас хочется поздравить ребят из звена Ивойлова, которым был доверен монтаж последней панели.

Это было время смены Ивойлова, но здесь были все монтажники. Волнение — трепетное, гордое, охватившее всех сделало этот день знаменательным, превратило его в особый рабочий праздник.

Радовался звеньевой Алексей Ершов — он пришёл с участка укрупнения; взволнован был прораб Владимир Сушкевич — ему пришлось носить на плече первые детали анкерного пролёта; понимающе смотрел на монтажников Игорь Глотов — научный работник Саратовского политехнического института.

Его вклад был очень важен на монтажной стадии: «Игорь Борисович, что… отпечаталось в памяти?» Ответил: «Культура и качество монтажа. И люди, которые могут так здорово трудиться".

БАМ- одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире!
БАМ- одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире!

Торжественное открытие движения

Радовался весь Мостострой-9! Культура и прогрессивные технологии закладывались руководителями Мостостроя-9 Рассказовым, Шмидтом еще тогда. Так, например, уже в 1976 году главный инженер Шмидт поручил Гребенцову силами ПТО Мостоотряд-5 разработать генплан производственной базы с бетонным заводом весового дозирования.

Очередной мост на 17 км, в полукилометре от Ленского, по предложению треста, одним из первых до Давана, запроектирован "Томгипротрансом", на буровых железобетонных столбах 0,8м заводского изготовления…

23 сентября 1975 года по мосту через Лену состоялось торжественное открытие движения рабочего поезда с путеукладчиком на Таюру.

Традиции, заложенные Мостостроем-9 на Ленском мосту, на своих объектах были продолжены Мостоотрядом-5 в течение всего БАМа, II пути Тайшет-Лена, ремонта мостов под электрификацию на Забайкальском Транссибе и других стройках Сибири.

Спасибо, что остаётесь с нами)

А что вы можете вспомнить о строительстве Ленского моста?

Может быть, кто-то даже вспомнит того первого строителя, который так и не был назван?