Однажды у меня на уроке произошел по моей вине казус. В седьмом классе изучали цену деления и погрешность. У меня для подготовки учебник Перышкина, у учеников, конечно, он же. Задаю домашку. На следующем уроке делаю опрос, и один из учеников отвечает, что погрешность измерения равна цене деления прибора. Усаживаю ученика без оценки. Спрашиваю следующего - ответ такой же. Сколько я спросил учеников, не помню. Но все отвечали "равна цене деления прибора".
Я понимаю, что что-то не так. Смотрю в учебник: "...половине цены деления..." Тогда начинаю рассказывать, что несколько веков назад на часах не было минутной стрелки. Смогли бы вы определить с точностью до получаса время. Отвечают: "Да!"
- Какова погрешность?
- Около пол часа.
- А какова цена деления?
- Час.
- Так чему равна погрешность?
Один ученик поднимает руку. Я кивнул головой, давая разрешение ответить.
- Алексей Викторович, но в учебнике написано "цене деления".
Я смотрю в учебник: "половине цены деления".
В этот момент ко мне подходит отвечавший ученик и показывает пальцем в своем учебнике. Я читаю: "цене деления".
Я не сомневался в своих знаниях. Всю советскую школу, а тем более весь институт, где помимо самих лабораторных работ идет расчет погрешностей результатов измерений, нас учили, что погрешность прибора равна половине цены деления прибора.
Зачем рисовать на линейке миллиметровые деления, если миллиметр - ошибка. Ну сделайте шаг тогда два миллиметра: краски в два раза нужно меньше при производстве. А суть вот в чем.
Во все школы тогда поставлялось новое лабораторное оборудование. Как мы, учителя, тогда обрадовались. Но радость длилась не долго.
Я ребятам показывал опыты по законам электродинамики. К источнику напряжения, значение которого можно выставить, подключается цепь последовательно соединенных резисторов. Кто физику еще помнит, тот конечно понимает, что сумма падений напряжений на таких элементах равно напряжению источника. Я замеряю напряжения на каждом резисторе и... оп - не работают законы физики. Делаю замеры еще раз - не работают. Подключаю вольтметр к источнику - а показания не верны. Достаю свой мультиметр, замеряю напряжение источника - источник выдает правильно. Замеряю напряжения на резисторах - по мультиметру все сходится. А по приборам новых комплектов ничего не сходится.
В кабинет физики было заказано два комплекта оборудования: по 20 приборов для каждой измеряемой величины. Из 20 амперметров 3 более ли менее адекватных. Из 20 вольтметров - 4 прибора верных. Это как?
Покопался в загашниках и сусеках лаборантской и достал 10 вольтметров 1954 года производства. Все работают великолепно.
Что же получается? Великий и ужасный ГОСЗАКАЗ закупил липовое оборудование на миллиарды рублей (если бы вы знали сколько стоит один комплект!) и, понимая, что все это липа, доводит до сведения авторов учебников, чтобы внесли "поправки" в определения можно сказать "мер и весов". Такой махинации государственного масштаба страна еще, думаю, не видела.
Но зато продавцы довольны, Перышкин в шоколаде, ученики с нерабочими приборами - все счастливы!!!
Так какова же цена деления махинациометра???