В преддверии Дня Победы мы рассказываем о студентах и преподавателях в годы Великой Отечественной войны, а также вкладе казанских ученых в Победу.
Казанский университет занимал особое место среди вузов и научных учреждений Республики Татарстан как крупнейший научный центр Поволжья.
В 1940-1941 учебном году в университете было 33 кафедры, 24 кабинета, 15 лабораторий, 2 обсерватории, биологическая станция, два научно-исследовательский института, научная библиотека. Подготовка специалистов велась на 6 факультетах: биологическом, географическом, геолого-почвенном, физико-математическом, химическом, историко-филологическом.
После начала Великой Отечественной войны четко и организованно осуществлялась мобилизация преподавателей, аспирантов, студентов и сотрудников университета в армию. Из 1198 комсомольцев, состоявших на 1 июня 1941 г. на комсомольском учете, к 1 октября 1941 г. осталось немногим 600 человек. К 1 декабря 1941 г. количественный состав партийной организации университета уменьшился наполовину, а число ее членов составило 49 человек. Мобилизация продолжалась, в феврале 1941 г. в ряды Красной Армии ушли 189 студентов, в том числе с биофака – 7, географака – 32, геофака – 19, истфилфака – 24, физмата – 91, химфака – 16. Уже к 1942 г. на занятиях 3-4 курсов некоторых факультетов могло присутствовать 1-2 студента. К 1943 г. в университете обучалось в 3 раза меньше студентов, чем в 1941 г. (1280 чел. и 406 чел. соответственно). К тому же в конце октября 1941 г. весь оставшийся коллектив университета почти в полном составе был мобилизован на строительство Волжского оборонительного рубежа. К июлю 1945 г. численность студентов КГУ составляла 783 чел.
Преподавательский состав КГУ изменился. В 1940-1941 уч. году –171 чел. (из них 92 чел. – преподаватели и ассистенты), в 1944-1945 уч.году – 130 чел. (из них 58 чел. – преподаватели и ассистенты). Вопрос о замене уходивших на фронт преподавателей решался путем привлечения к педагогической работе ученых эвакуированных в Казань институтов и учреждений АН СССР, поэтому качественный состав преподавателей университета на протяжении всей войны оставался высоким, следовательно, университет смог сохранить должный уровень подготовки специалистов.
Конечно, учебный процесс был перестроен в соответствии с задачами военного времени. Университет стал работать по пересмотренным планам, предусматривающим короткие сроки обучения, были введены новые предметы оборонного значения. Основным документом, отразившим порядок перестройки учебного процесса в университете, явилось инструктивное письмо Наркомпроса РСФСР от 1 июля 1941 г., в котором сообщалось о переходе на трехлетнее обучение, продолжительность учебных занятий устанавливалась в объеме 42 часов в неделю, летние каникулы были уменьшены до одного месяца, зимние до одной недели. Особое внимание обращалось на организацию военной подготовки студентов, аспирантов, преподавателей, обучение технике местной противовоздушной обороны, умение пользоваться противогазом, обеспечение подготовки медсестер. Специфика военного времени проявлялась и в программах факультетов, например, на химическом факультете КГУ студенты стали изучать химию отравляющих и взрывчатых веществ, на физмате – мореходную астрономию, аэронавигацию, основы военной акустики, на географическом факультете – военную топографию. Было также рекомендовано организовать практику студентов непосредственно в Казани. Прием аспирантов был отменен, рекомендовалось отменить вступительные испытания и принимать в ВУЗ по аттестатам всех, кто в 1941 г. окончил средние школы.
Оставшиеся в университете студенты помимо учебы постоянно привлекались к полевым и погрузочно-разгрузочным работам, чистке взлетных полос аэродрома. Для помощи персоналу госпиталей были организованы краткосрочные курсы медсестер, уже 11 октября 1941 г. состоялся первый выпуск 26 медсестер. Среди студентов было широко распространено донорство крови. Преподавателями-обществоведами велась агитационно-массовая работа, только с 1 ноября 1941 г. по 1 марта 1942 г. в госпиталях, военных частях, предприятиях было зачитано 200 лекций. А.Е. Арбузов организовал симфонический оркестр, выступавший перед ранеными.
С самого начала войны широкое распространение получили всякого рода фонды, акции сбора средств на нужды фронта. Вся Казань, включая студентов и преподавателей, участвовала в сборе теплых вещей для бойцов Красной Армии, конечно, чаще помогали сбором средств, покупкой облигаций госзайма. Особенно отличились студенты. В 1944 г. при месячном стипендиальном фонде 110124 р. студенты пожертвовали в фонд обороны 131700 р. На эти деньги был построен «Студенческий танк». На имя ректора К.П. Ситникова была получена благодарственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего И.А. Сталина.
Университетские ученые, а также эвакуированные сотрудники АН СССР, направили все свои усилия на военные нужды, темы исследований были соответственно скорректированы. Казанскими геологами Л.М. Миропольским, Е.И. Тихвинской, В.А. Чердынцевым и др. была решена проблема резервной сырьевой базы, в Татарстане была обнаружена, а с августа 1943 г. начала добываться промышленная нефть. Исключительно важное место в работе геологов заняли поиски стройматериалов и источников водоснабжения в пределах оборонительного рубежа.
Сотрудники кафедр математики и механики изучали вопросы теории миномета, лобового сопротивления самолета и турбулентности. Н.Г. Чеботарев с учениками разрабатывал проблему Гурвица, тесно связанную с вопросом теории подъемной силы и сопротивления самолета. Близкую по тематике проблему разрабатывал Н.Г. Четаев, создавал теорию расчёта устойчивости самолета при движении его по земле.
Выдающимся событием в мировой науке стало открытие доцентом физического факультета Казанского университета Е.К. Завойским явления электронного парамагнитного резонанса в 1944 г.
Химики Казанского университета активно сотрудничали с военным производством, консультировали по ряду вопросов технического характера, принимали участие в организации производства сульфамидных препаратов, медицинского эфира и глюкозы для госпиталей. Под руководством А.Ф. Богоявленского группа ученых занималась изготовлением зажигательной смеси, которая использовалась в качестве противотанкового средства. А.Е. Арбузовым был разработан специальный препарат – диаминофталимид, необходимый для изготовления военных оптических приборов.
Биологами была совершена масштабная экспедиция в пойменные районы Татарстана с целью обнаружения сырья для создания концентратов витамина C, таковым оказался шиповник. Н.А. Ливановым, завершившим в годы войны фундаментальный труд «Пути эволюции животного мира», была разработана технология производства пищевых белков и витаминов из моллюсков. Эта продукция с успехом использовалась в госпиталях Татарстана. На биологическом же факультете успешно изучали действие некоторых полимеров при заживлении кожных ран. Война ускорила развитие хирургии. Эта область медицинской науки разрабатывалась профессорами С.Р. Миротворцевым, A.B. Вишневским, С.П. Шиловцевым. В госпиталях применялся метод местного обезболивания, созданный А.В. Вишневским. Доцентом кафедры физиологии растений и микробиологии М.И. Беляевой был предложен способ стерилизации нити кетгут, используемой в хирургических операциях.
Большая ответственность в годы войны легла на плечи Казанских астрономов. Обсерватория им. В.П. Энгельгардта (АОЭ) осталась в стране одной из немногих не затронутых военными действиями. Особое место в деятельности АОЭ занимала традиционная тема – вращение Луны и ее фигура. Именно во время войны старшие научные сотрудники И.В. Белькович и А.А. Нефедьев завершили изучение темы «Вращение Луны и ее фигуры», которая принесла казанским астрономам международное признание. Новой областью в тематике исследований АОЭ стала проблема переменных звезд. Д.Я. Мартыновым в 1942 г. была защищена докторская диссертация «Периодические неравенства у затменных переменных звезд». Несмотря на материальные и бытовые трудности, осенью 1941 г. успешно проведена экспедиция в Алма-Ату по изучению полного солнечного затмения. Ее участниками были Д.Я. Мартынов, Г.Б. Агафонов, Н.И. Чудовичев, А.А. Нефедьев, К.В. Костылев, П.М. Ефимов, М. Шайхутдинов.
На воссозданном в 1939 г. историко-филологическом факультете изучали борьбу народов России за свободу и независимость.
Всего за время войны в Казанском университете было выполнено около 300 научных работ. При этом множество научных проблем так или иначе разрабатывались учеными Казанского университета в сотрудничестве с сотрудниками эвакуированных АН СССР. Уже в июле 1941 г. по решению эвакуационного совета при СНК СССР в Казань были эвакуированы 33 (из 85) научных учреждения АН СССР, 1884 научных сотрудников, в том числе 93 академика и члена-корреспондента (с семьями – около 5 тыс. чел.). С августа 1941 г. по май 1942 г. в Казани работал Президиум АН СССР во главе с вице-президентами О.Ю. Шмидтом и Е.А. Чудаковым.
Среди прибывших были академики: А.И. Абрикосов, С.И. Вавилов, И.М. Виноградов, А.В. Винтер, Б.Г. Галёркин, И.В. Гребенщиков, Б.Д. Греков, А.М. Деборин (Иоффе), Н.С. Державин, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, М.В. Кирпичёв, В.А. Кистяковский, А.Н. Колмогоров, Н.Е. Кочин, Г.М. Кржижановский, А.Н. Крылов, В.Ф. Миткевич, С.С. Намёткин, С.П. Обнорский, Л.А. Орбели, Н.И. Папалекси, А.Е. Порай-Кошиц, Л.И. Прасолов, Н.Н. Семёнов, К.И. Скрябин, С.Л. Соболев, Е.В. Тарле, А.М. Терпигорев, А.Н. Фрумкин, В.Г. Хлопин, Е.А. Чудаков, К.И. Шенфер, О.Ю. Шмидт; члены-корреспонденты: Г.В. Акимов, Н.М. Беляев, И.С.Брук, В.И. Вейц, А.Г. Вологодин, А.О. Гельфонд, Б.Н. Делоне, А.В. Ефимов, М.А. Капелюшников, А.Ф. Капустинский, Ф.Н. Красовский, К.А. Круг, Н.Л. Мещеряков, А.Н. Несмеянов, А.И. Рабинович, С.З. Рогинский, Л.Н. Сретенский, С.Ф. Фёдоров, Я.И. Френкель, А.Я. Хинчин, А.Б. Чернышёв, З.Ф. Чуханов, профессора И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау.
В мае 1942 г. по решению Президиума АН СССР был избран новый состав Президиума АН СССР (местом его пребывания определён г. Свердловск), в Казани была создана Казанская группа учреждений Академии наук СССР (руководителями назначены А.Ф. Иоффе и Л.А. Орбели). Для решения научно-технических проблем, возникших в связи с Великой Отечественной войной, был создан ряд комплексных научных комиссий – Комиссия по научно-техническим военно-морским вопросам АН СССР, Комиссия по авиации АН СССР, Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны страны АН СССР, Комиссия по пищевым ресурсам АН СССР.
Эвакуированные научно-исследовательские институты и научные учреждения (лаборатории) были размещены как в Казанском университете, так и на территории других организаций и предприятий Татарстана.
Для координации деятельности учреждений АН СССР с местными научными учреждениями и промышленными предприятиями при Татарском обкоме ВКП(б) была создана Научно-техническая комиссия (председатель – О.Ю. Шмидт).
Для решения научно-технических проблем, возникших в связи с Великой Отечественной войной, были созданы комплексные научные комиссии: Комиссия по научно-техническим военно-морским вопросам АН СССР, Комиссия по авиации АН СССР, Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны страны АН СССР, Комиссия по пищевым ресурсам АН СССР.
За этот период учёные АН СССР внесли большой вклад в развитие оборонной промышленности страны: в Институте органической химии АН СССР под руководством А.Н. Несмеянова была разработана методика получения карбинолов (использовались для лечения ран); под руководством О.К. Богданова открыт эмульсионный способ получения тиокольного каучука; группа под руководством К.С. Топчиева упростила синтез витамина В1; А.Ф. Иоффе дал новые решения в области физики металлов; группа под руководством Г.В. Акимова разработала новый способ анодного оксидирования деталей; П.Л. Капица усовершенствовал способ добывания жидкого кислорода.
Ярким примером сотрудничества ученых Казанского университета и сотрудников АН СССР являются исследования в области поиска и добычи нефти в ТАССР. Группа университетских геологов объединялась под эффективным руководством член-корреспондента АН СССР С.Ф. Фёдоровым. По итогу были выявлены нефтеносные площади в районе Шугурова, Сарабикулова, в зоне Аксубаевской депрессии и др.
Эвакуация в Казань Математического института им. В.А. Стеклова, Института механики и ряда других институтов АН СССР положительно сказалась на работе кафедр физико-математического факультета. Сотрудники кафедр принимали активное участие в проводимых учеными академических институтов семинарах. Заметно оживилось Казанское физико-математическое общество, первое совместное заседание которого состоялось 4 августа 1941 г., под председательством Н.Н. Парфентьева. Создавались общие исследовательские группы. Например, к Н.Г. Чеботареву и его ученикам, впоследствии присоединились Н.М. Мейнман, Д.К. Фадеев, член-корреспондент АН СССР Л.С. Понтрягин.
Заметные изменения произошли в работе казанских физиков – объединились кафедры теоретиков и экспериментаторов. Во главе новой общей кафедры встал член-корреспондент АН СССР, специалист в области теоретической физики, Я.И. Френкель. Ученый в годы войны считал приоритетными исследовательскими направлениями проблемы жидких и твердых тел, проблемы атомных ядер, элементарных частиц и квантовой теории материи. Именно Я.И. Френкель указал Е.К. Завойскому на специфику электронной, а не ядерной природы открытого им резонанса.
С учеными академических институтов активно сотрудничали университетские химики. Б.А. Арбузов, например, консультировал сотрудников эвакуированного института им. П.Н. Лебедева по проблеме улучшения морозостойкости и качества синтетического каучука. Характерной чертой научных изысканий химиков было то, что в большинстве своем они носили комплексный характер, т.е. многие научно-технические проблемы решались совместными усилиями химиков КГУ, КХТИ и сотрудниками химических институтов АН СССР. Символическим единством этого сотрудничества видится факт избрания в 1942 г. А.Е. Арбузова действенным членом АН СССР.
Аналогичным образом складывается ситуация на биологическом факультете. Именно с подачи Химического института АН СССР, казанские биологи начинают разрабатывать проблему действия некоторых полимеров при заживлении ран. В частности профессор Н.П. Резвяков изучал фармакологические свойства химических веществ, полученных академиками А.Е. Фаворским и М.Ф. Шостаковским. По итогу Н.П. Резвяковым был сделан вывод о пригодности полимер винилбутилового эфира в заживлении ран, особенно ожоговых.
Приезд в Казань академиков Б.Д. Грекова, Е.А. Косминского, Н.С. Державина, Е.В. Тарле значительно способствовал активизации научно-исследовательской деятельности на историко-филологическом факультете. Совместно с преподавателями факультета они занимались разработкой проблем истории местного края, военной истории. Итогом сотрудничества стали работы «Волжские Болгары» Б.Д. Грекова, «Крымская война» Е.В. Тарле и др.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в КГУ не прекращалась подготовка кадров, велись научные исследования, многие из которых были ориентированы на нужды фронта. Вместе с тем благодаря плодотворному сотрудничеству с научными учреждениями АН СССР закладывались основа важнейших послевоенных научных направлений. Итогом этого научного сотрудничества стала организация в апреле 1945 г. Казанского филиала АН СССР – центра комплексных исследований фундаментального и прикладного характера.
Адрес музея: Казань, Кремлевская, 18.
Телефон для записи:+7(960)-031-01-30. Только по предварительной записи. Билет также можно приобрести онлайн и по пушкинской карте, после записи по телефону