«Эдельвейс» шёл на Кавказ. Бакинская нефть была важной стратегической задачей Гитлера. Но немцы не дошли. Перед ними стала живая цепь гор, необозначенная ни на одной карте
Знойное лето 42-го подходило к концу. Высокое кавказское солнце сушило поля и кое-где уже золотило листья. Горы, отроги и скалы замерли в своём величественном ожидании. Сгущались "тучи". К Марухскому, Кухорскому, Нахарскому и Санчарскому перевалу шла 1-я горнопехотная дизизия "Эдельвейс". Удар по Северному Кавказу был следующим этапом разгромного плана Гитлера, которому не суждено было осуществиться. Цель фашистов было Закавказье и выход к Чёрному морю. Получая его, открывался путь к бакинским нефтяным месторождениям — стратегически важным производственным и снабжающим запасам.
Фашистскую лавину остановил хребет. Живым щитом своей земли стали батальоны, значительно уступающие противнику в снаряжении и подготовке, советские войска были на позициях, удерживая перевал. Стояли насмерть. Поле боя не покинул ни один солдат. Они сражались за Родину.
150 защитников Кавказа навсегда остались держать оборону. В братской могиле на подступах к карачаевскому перевалу покоится прах героев. Сейчас этот мемориальный комплекс сложно проехать и не остановить автомобиль. Вечный огонь памяти защитникам здесь горит с 1968 года.
С инициативой почтить подвиг отважных бойцов вышли вернувшиеся из боя герои и семьи погибших солдат. Над проектом работали знаменитые грузинские архитекторы Давитая и Чиковани. Они увековечили события железобетонным дотом, плиты которого непреступно стоят у подножия. В его центре не гаснет пламя. А на скале напротив "поднимаются" каменные плиты, словно воспроизводя ожесточённый эпизод 1942-го.
На почти двух гектарах мемориального комплекса расположен музей с артефактами великой битвы. Их обнаружили молодёжные поисковые отряды, которые исследовали все овраги, пещеры и долины горных рек, где шли сражения. Враг, который яростно пытался прорвать оборону кавказцев, бросал оружие и бежал. "Эдельвейс" не смог одолеть перевал. В музее собрана вся летопись 442 суток, непрекращающихся боев за каждый гектар кавказской земли. Письма солдат, воспоминания ветеранов, наградные листы, личные вещи, фотографии — среди них документы за подписью дважды Героя Советского Союза и министра обороны Гречко, полного кавалера Георгиевского Креста Тюленева и генерал-майора Буинцева.
Здесь сосредоточена вся цена той великой победы. И даже молчаливые горы с заснеженными вершинами, кажется, склоняют головы перед памятью своего живого щита.
Фото: Макс Альперт. РИА Новости
Валерия Поддаева