Добрейшего всем дня! Вступление сегодня будет длинным. В далеком 2011 году тогда еще не такой известный, как сейчас, магазин "Кабошон" организовал выставку в Манеже. Я на тот момент уже пару лет как перешла с деревьев на кулончики и кольешки, которые преимущественно плела в технике квадратного шнура. Мои детища мне весьма нравились, и я подала заявку на участие, чтобы громко заявить о себе миру))) Подачей заявки не ограничилась, поехала в Москву сама.
Надо сказать, время мы провели замечательно. Такая концентрация творческих людей на одной территории - это непередаваемое удовольствие. Были не только в Манеже. Ездили на мастер-класс к Марине Кривцовой, в студию Оли Кузьминой, в бисерную мекку Галины Гребенщиковой и Наташи Березовской... И вот тут я буквально впала в ступор, потому как на одной из витрин увидела украшения Аллы Масленниковой. Они мне уже попадались до этого на просторах интернета и в журналах, но ни одна фотография не в силах передать, насколько великолепно ее творения смотрятся в реальности. И до чего же жалкими мне показались собственные поплетушки, выполненные в той же технике...)))
С тех пор прошло много лет, но Алла Масленникова до сих пор остается в числе мастеров, которых я считаю настоящими волшебниками, способными сотворить из бисера любое чудо. Поэтому сегодняшнее интервью я подготовила с огромным удовольствием и радостью. И у вас теперь тоже есть возможность поближе познакомиться с этой невероятно талантливой, душевной и обаятельной девушкой.
Когда и как в Вашу жизнь пришел бисер?
Впервые я познакомилась с бисером еще в детстве, когда мне было 6 или 7 лет. Я увидела в гостях у подруги цветок, выполненный из бисера и проволоки и сказала: «Как красиво! Где берут такие бусинки и такую проволоку? Я хочу сделать себе такой же». Мне тут же принялись объяснять, как это сложно и что я не смогу. Этого было достаточно, чтобы я добилась от родителей, чтобы мне нашли и проволоку, и бисер, и сделала такой же цветок и даже лучше: в оригинале было 4 лепестка и 4 тычинки, а я сделала пять))
Увлечение бисером не стало постоянным, но я периодически к нему возвращалась и с завидным постоянством разоряла мамины бусы: у нее было много многослойных ожерелий из большого количества бисерных нитей, и из них не осталось ни одного, откуда не было бы аккуратно утащено и спрятано хотя бы несколько нитей.
Окончательно я вернулась к бисеру на последнем курсе университета: сначала это были цветы в дуговой технике, а уже потом, спустя время, украшения. Переломным стал 2008 год, когда меня, автора с победой в первом серьезном конкурсе, публикациями в журнале и участием в выставках, не приняли ни в один союз художников. Это заставило меня очень сильно пересмотреть сам подход к творчеству и в самом прямом смысле разделило жизнь на «до» и «после». Именно благодаря этому «после» появились все мои самые яркие результаты.
Помните ли Вы то украшение, глядя на которое, поняли, что это уже не любительское развлечение, а профессиональная работа?
Да, это была моя первая конкурсная работа: панно из бисерных цветов во французской технике, которое я назвала «Теплый лед». Это моя первая работа из мелкого японского бисера. Она завоевала Приз зрительских симпатий в конкурсе, который проводил популярный в то время журнал «Чудесные мгновения». Это было в 2005 году, и именно оттуда я отсчитываю старт своей бисерной карьеры, а не увлечения.
Ваши творения поражают изысканной формой и множеством интересных деталей. Разработка таких сложных эскизов – это результат собственного художественного дарования, насмотренности или чего-то еще?
Я думаю, что творчество человека – это сумма всех его знаний, умений и возможностей. Однако потенциал так и останется потенциалом, если не добавить ко всему вышеперечисленному труд, целеустремленность и постоянное развитие.
В моем случае очень большую роль сыграло то, что я родилась в семье художника: у меня просто не было выбора, кроме как повторить за папой и начать рисовать. Постепенно я увлеклась рукоделием и пробовала много разных видов, включая вышивку и макраме, еще с подросткового возраста почти профессионально шью и вяжу. И точно помню момент, когда в детстве, оказавшись в Оружейной палате и увидев царские драгоценности, подумала не о том, как было бы здорово это всё носить, а как же это было сделано и придумано так красиво, вот бы и я так могла! Оттуда все и началось))
Бывало ли так, что задуманное украшение получалось в итоге категорически другим, и если да, то как Вы с ним в этом случае поступали?
Я достаточно серьезно продумываю свои украшения, прежде чем приступить непосредственно к выполнению, поэтому даже если мои работы получаются не вполне такими как задумывалось, то разница не слишком критична. Прежде всего, это относится к классическим дизайнам.
С другой стороны, необязательно придумывать четкий план, чтобы получился достойный результат: когда я создавала свои сюжетные украшения, то я продумывала заранее только композицию акцентных материалов и цветовую гамму, но большинство деталей я подбирала в процессе. В результате даже сама идея полностью формировалась лишь вместе с готовым украшением.
И приведу пример работы, которая действительно сильно изменилась в процессе создания: мое колье «Чужой» представляет собой двухслойную конструкцию из квадратного жгута. И если верхний слой изначально планировалось выполнить из нескольких оттенков бисера, образующих плавный цветовой переход, то для нижнего слоя я изначально подобрала черный бисер с покрытием Пикассо. Когда бисер еще находился в баночках, эта идея казалась очень удачной и мне, и моей заказчице, но когда был готов первый читаемый фрагмент колье, выяснилось, что пестрый бисер сливается с верхним слоем и делает форму колье нечеткой, а это было категорически не приемлемо. Пришлось заменить бисер на черный матовый, выполнить с ним другой фрагмент колье, показать результат заказчице, объяснив причину изменений, убедится, что ей это тоже нравится, и заканчивать работу уже в обновленном образе. Старый фрагмент тоже пришлось переделывать))
Вы неоднократно участвовали в самых разных выставках и конкурсах. Какой из них запомнился Вам больше всего?
Пожалуй, это был первый Battle Of The Beadsmith. Тогда впервые меня специально пригласили к участию, впервые я познакомилась с форматом парных соревнований в бисере, это одна из моих самых масштабных побед и одно из моих самых ярких и известных украшений. Но главное – это была самая масштабная победа над собой, потому что я впервые создала работу, к которой изначально просто не знала, как подойти. Это был колоссальный рост.
А бывало ли такое, что Вашу работу судьи оценили несправедливо?
Результат, который отличался от моего видения – такое с моими работами бывало. Именно несправедливость – нет.
Занимаетесь ли Вы ювелирными украшениями? Если да, то с чем Вам чем работать приятнее и комфортнее, с бисером или драгоценными металлами?
Хотя я имею определенное представление о ювелирных технологиях, но созданием ювелирных украшений я не занимаюсь. Попробовать было бы здорово, но что я люблю в бисере, так это возможность творить практически в любых условиях: не нужно никакого сложного оборудования и труднодоступных материалов, чтобы создать нечто прекрасное. Все зависит только от автора.
В какой цветовой гамме Вам комфортнее всего работать? И есть ли нелюбимые цвета?
У меня широкий взгляд на дизайн, в том числе, на цвет. Однако сложные оттенки люблю больше, чем чистые цвета. Они делают работу интереснее, благороднее и в каком-то смысле дороже. С помощью сложных оттенков можно более тонко передать настроение, состояние, эмоции, создать более изысканный и утонченный образ.
Еще я заметила за собой, что в украшениях я чаще всего использую не любимые цвета, а те, которые диктуются основными материалами и идеей. Например, один из моих любимых цветов – это оранжевый, рыжий, но в моих работах его можно увидеть нечасто.
Не люблю розовый, но… он в моих украшениях встречается несколько чаще, чем оранжевый))
Расхождений нет, пожалуй, только с зеленым: это мой любимый цвет, и в работах он в тех или иных вариантах встречается часто.
Узкоспециализированный вопрос. В недавно опубликованном здесь МК по созданию кулона Вы рекомендуете плести квадратный жгут на двух нитях. Но многие мастера плетут его одной иглой, считая этот способ быстрее и удобнее. А есть ли какая-то разница при плетении одной или двумя иглами? Имеется в виду не процесс, а готовый результат.
Что касается процесса, то скорость и удобство – это дело привычки. Я плету квадратный жгут строго леской без игл и для меня самый удобный и быстрый способ именно этот)) Но я его люблю не только потому что так исторически сложилось, а за ряд технологических преимуществ:
- более равномерный натяг лески. Благодаря этому жгут хорошо держит форму;
- нить при плетении квадратного жгута очень хорошо видна. Прозрачная леска устраняет этот недостаток, т.к. она бросается в глаза намного меньше;
- я работаю с мелким бисером 15/0, поэтому принципиально важно минимизировать количество проходов через отверстие бисеринок. Именно такая технология позволяет мне плести жгут, придавать ему форму и при этом не перегружать конструкцию лишними проходами нити.
Помимо создания украшений, Вы серьезно занимаетесь фотографией, поэтому следующий вопрос – как к профессиональному фотографу. Многие мастера сталкиваются с проблемой достоверной передачи цвета бисера на фото, из-за чего украшения на фотографиях и в жизни сильно отличаются. Что бы Вы могли порекомендовать в этом случае?
Самый лучший способ решить проблему с цветом на фотографии – снимать цифровой камерой на ручных параметрах и устанавливать вручную баланс цвета. Звучит сложно, но на самом деле на освоение основ съемки уходит не так много времени, а результат получается отличный и навсегда, это стоит всех затраченных усилий.
Если принципиально важно снимать на телефон, то вот несколько рекомендаций, которые должны помочь:
- используйте мягкий свет, лучше всего дневной,
- избегайте резких контрастов в кадре,
- фон лучше брать нейтральный, меньше всего проблем с серым фоном
- если очень хочется цвета в кадре, то используйте фон дополнительного оттенка к цветовой гамме украшения, причем не яркого, а приглушенного
- даже при соблюдении всех этих рекомендаций некоторые цвета могут воспроизводится телефоном неточно, т.к. в нем всегда есть своя автоматическая обработка фото. Докрутить фотографию можно в приложениях для редактирования, их много разных и можно выбрать удобный вариант под себя.
Мой традиционный вопрос: расскажите о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с творчеством.
Самый неприятный момент, связанный с творчеством, – это, пожалуй, обнаружение плагиата. Последний раз это произошло буквально на прошлой неделе. На конкурсе, где я представила одну из новых работ, я обнаружила среди конкурсантов украшение, которое выполнено методом прямого цитирования моей работы семилетней давности. Я понимаю, что копии хорошо помогают учиться, но в этом случае не стоит выдавать дизайн за свой.
Самый приятный момент в жизни, связанный с творчеством, мне вспомнить сложно, т.к. большинство моментов, связанных с творчеством приятные)) Люблю моменты, когда можно взять в руки готовую работу и увидеть результат своих усилий. Безумно приятно читать отзывы от своих заказчиц, когда они получают свое украшение, впервые видят его вживую, берут в руки, и пишут мне слова благодарности под влиянием момента, когда эмоции самые яркие)) Еще люблю моменты, когда удается придумать что-то кардинально новое, чего я еще не делала. Сюда же – когда удается научиться чему-то интересному и применить это в своих работах. Очень волнительные эмоции я испытала, когда меня приняли в Творческий Союз Художников России, когда одержала первую победу в конкурсе.
Но все же творчество – само по себе награда и приятный процесс, который во всех смыслах очень украшает каждый момент жизни, который с ним связан.
Ваше пожелание новичкам в любой творческой сфере.
Новичкам больше всего рекомендую не бояться, держать свой ум открытым и постоянно учиться, а еще не стесняться показывать свои работы – тогда и сами не заметите, как перестанете быть новичками, а превратитесь в маститых мастеров))
От автора. Познакомиться поближе с творчеством Аллы можно здесь:
Страничка в ВК "Авторские украшения Аллы Масленниковой"
Сайт "Авторские украшения Аллы Масленниковой"
А теперь смотрим, с чего все начиналось.
И любуемся современными шедеврами!
#интервью #интервью с мастером #бисероплетение #бисер #рукоделие #творчество