Найти тему

Алла Масленникова: держите свой ум открытым

Добрейшего всем дня! Вступление сегодня будет длинным. В далеком 2011 году тогда еще не такой известный, как сейчас, магазин "Кабошон" организовал выставку в Манеже. Я на тот момент уже пару лет как перешла с деревьев на кулончики и кольешки, которые преимущественно плела в технике квадратного шнура. Мои детища мне весьма нравились, и я подала заявку на участие, чтобы громко заявить о себе миру))) Подачей заявки не ограничилась, поехала в Москву сама.

Надо сказать, время мы провели замечательно. Такая концентрация творческих людей на одной территории - это непередаваемое удовольствие. Были не только в Манеже. Ездили на мастер-класс к Марине Кривцовой, в студию Оли Кузьминой, в бисерную мекку Галины Гребенщиковой и Наташи Березовской... И вот тут я буквально впала в ступор, потому как на одной из витрин увидела украшения Аллы Масленниковой. Они мне уже попадались до этого на просторах интернета и в журналах, но ни одна фотография не в силах передать, насколько великолепно ее творения смотрятся в реальности. И до чего же жалкими мне показались собственные поплетушки, выполненные в той же технике...)))

С тех пор прошло много лет, но Алла Масленникова до сих пор остается в числе мастеров, которых я считаю настоящими волшебниками, способными сотворить из бисера любое чудо. Поэтому сегодняшнее интервью я подготовила с огромным удовольствием и радостью. И у вас теперь тоже есть возможность поближе познакомиться с этой невероятно талантливой, душевной и обаятельной девушкой.

Когда и как в Вашу жизнь пришел бисер?

Впервые я познакомилась с бисером еще в детстве, когда мне было 6 или 7 лет. Я увидела в гостях у подруги цветок, выполненный из бисера и проволоки и сказала: «Как красиво! Где берут такие бусинки и такую проволоку? Я хочу сделать себе такой же». Мне тут же принялись объяснять, как это сложно и что я не смогу. Этого было достаточно, чтобы я добилась от родителей, чтобы мне нашли и проволоку, и бисер, и сделала такой же цветок и даже лучше: в оригинале было 4 лепестка и 4 тычинки, а я сделала пять))

Увлечение бисером не стало постоянным, но я периодически к нему возвращалась и с завидным постоянством разоряла мамины бусы: у нее было много многослойных ожерелий из большого количества бисерных нитей, и из них не осталось ни одного, откуда не было бы аккуратно утащено и спрятано хотя бы несколько нитей.

Окончательно я вернулась к бисеру на последнем курсе университета: сначала это были цветы в дуговой технике, а уже потом, спустя время, украшения. Переломным стал 2008 год, когда меня, автора с победой в первом серьезном конкурсе, публикациями в журнале и участием в выставках, не приняли ни в один союз художников. Это заставило меня очень сильно пересмотреть сам подход к творчеству и в самом прямом смысле разделило жизнь на «до» и «после». Именно благодаря этому «после» появились все мои самые яркие результаты.

Помните ли Вы то украшение, глядя на которое, поняли, что это уже не любительское развлечение, а профессиональная работа?

Да, это была моя первая конкурсная работа: панно из бисерных цветов во французской технике, которое я назвала «Теплый лед». Это моя первая работа из мелкого японского бисера. Она завоевала Приз зрительских симпатий в конкурсе, который проводил популярный в то время журнал «Чудесные мгновения». Это было в 2005 году, и именно оттуда я отсчитываю старт своей бисерной карьеры, а не увлечения.

Панно "Теплый лед"
Панно "Теплый лед"

Ваши творения поражают изысканной формой и множеством интересных деталей. Разработка таких сложных эскизов – это результат собственного художественного дарования, насмотренности или чего-то еще?

Я думаю, что творчество человека – это сумма всех его знаний, умений и возможностей. Однако потенциал так и останется потенциалом, если не добавить ко всему вышеперечисленному труд, целеустремленность и постоянное развитие.

В моем случае очень большую роль сыграло то, что я родилась в семье художника: у меня просто не было выбора, кроме как повторить за папой и начать рисовать. Постепенно я увлеклась рукоделием и пробовала много разных видов, включая вышивку и макраме, еще с подросткового возраста почти профессионально шью и вяжу. И точно помню момент, когда в детстве, оказавшись в Оружейной палате и увидев царские драгоценности, подумала не о том, как было бы здорово это всё носить, а как же это было сделано и придумано так красиво, вот бы и я так могла! Оттуда все и началось))

Бывало ли так, что задуманное украшение получалось в итоге категорически другим, и если да, то как Вы с ним в этом случае поступали?

Я достаточно серьезно продумываю свои украшения, прежде чем приступить непосредственно к выполнению, поэтому даже если мои работы получаются не вполне такими как задумывалось, то разница не слишком критична. Прежде всего, это относится к классическим дизайнам.

С другой стороны, необязательно придумывать четкий план, чтобы получился достойный результат: когда я создавала свои сюжетные украшения, то я продумывала заранее только композицию акцентных материалов и цветовую гамму, но большинство деталей я подбирала в процессе. В результате даже сама идея полностью формировалась лишь вместе с готовым украшением.

Playing Hedgehogs
Playing Hedgehogs
Playing Hedgehogs
Playing Hedgehogs

И приведу пример работы, которая действительно сильно изменилась в процессе создания: мое колье «Чужой» представляет собой двухслойную конструкцию из квадратного жгута. И если верхний слой изначально планировалось выполнить из нескольких оттенков бисера, образующих плавный цветовой переход, то для нижнего слоя я изначально подобрала черный бисер с покрытием Пикассо. Когда бисер еще находился в баночках, эта идея казалась очень удачной и мне, и моей заказчице, но когда был готов первый читаемый фрагмент колье, выяснилось, что пестрый бисер сливается с верхним слоем и делает форму колье нечеткой, а это было категорически не приемлемо. Пришлось заменить бисер на черный матовый, выполнить с ним другой фрагмент колье, показать результат заказчице, объяснив причину изменений, убедится, что ей это тоже нравится, и заканчивать работу уже в обновленном образе. Старый фрагмент тоже пришлось переделывать))

Колье "Чужой"
Колье "Чужой"

Вы неоднократно участвовали в самых разных выставках и конкурсах. Какой из них запомнился Вам больше всего?

Пожалуй, это был первый Battle Of The Beadsmith. Тогда впервые меня специально пригласили к участию, впервые я познакомилась с форматом парных соревнований в бисере, это одна из моих самых масштабных побед и одно из моих самых ярких и известных украшений. Но главное – это была самая масштабная победа над собой, потому что я впервые создала работу, к которой изначально просто не знала, как подойти. Это был колоссальный рост.

Колье Baroque
Колье Baroque
-7

А бывало ли такое, что Вашу работу судьи оценили несправедливо?

Результат, который отличался от моего видения – такое с моими работами бывало. Именно несправедливость – нет.

Занимаетесь ли Вы ювелирными украшениями? Если да, то с чем Вам чем работать приятнее и комфортнее, с бисером или драгоценными металлами?

Хотя я имею определенное представление о ювелирных технологиях, но созданием ювелирных украшений я не занимаюсь. Попробовать было бы здорово, но что я люблю в бисере, так это возможность творить практически в любых условиях: не нужно никакого сложного оборудования и труднодоступных материалов, чтобы создать нечто прекрасное. Все зависит только от автора.

В какой цветовой гамме Вам комфортнее всего работать? И есть ли нелюбимые цвета?

У меня широкий взгляд на дизайн, в том числе, на цвет. Однако сложные оттенки люблю больше, чем чистые цвета. Они делают работу интереснее, благороднее и в каком-то смысле дороже. С помощью сложных оттенков можно более тонко передать настроение, состояние, эмоции, создать более изысканный и утонченный образ.

Еще я заметила за собой, что в украшениях я чаще всего использую не любимые цвета, а те, которые диктуются основными материалами и идеей. Например, один из моих любимых цветов – это оранжевый, рыжий, но в моих работах его можно увидеть нечасто.

Не люблю розовый, но… он в моих украшениях встречается несколько чаще, чем оранжевый))

Расхождений нет, пожалуй, только с зеленым: это мой любимый цвет, и в работах он в тех или иных вариантах встречается часто.

Узкоспециализированный вопрос. В недавно опубликованном здесь МК по созданию кулона Вы рекомендуете плести квадратный жгут на двух нитях. Но многие мастера плетут его одной иглой, считая этот способ быстрее и удобнее. А есть ли какая-то разница при плетении одной или двумя иглами? Имеется в виду не процесс, а готовый результат.

Что касается процесса, то скорость и удобство – это дело привычки. Я плету квадратный жгут строго леской без игл и для меня самый удобный и быстрый способ именно этот)) Но я его люблю не только потому что так исторически сложилось, а за ряд технологических преимуществ:

- более равномерный натяг лески. Благодаря этому жгут хорошо держит форму;

- нить при плетении квадратного жгута очень хорошо видна. Прозрачная леска устраняет этот недостаток, т.к. она бросается в глаза намного меньше;

- я работаю с мелким бисером 15/0, поэтому принципиально важно минимизировать количество проходов через отверстие бисеринок. Именно такая технология позволяет мне плести жгут, придавать ему форму и при этом не перегружать конструкцию лишними проходами нити.

Помимо создания украшений, Вы серьезно занимаетесь фотографией, поэтому следующий вопрос – как к профессиональному фотографу. Многие мастера сталкиваются с проблемой достоверной передачи цвета бисера на фото, из-за чего украшения на фотографиях и в жизни сильно отличаются. Что бы Вы могли порекомендовать в этом случае?

Самый лучший способ решить проблему с цветом на фотографии – снимать цифровой камерой на ручных параметрах и устанавливать вручную баланс цвета. Звучит сложно, но на самом деле на освоение основ съемки уходит не так много времени, а результат получается отличный и навсегда, это стоит всех затраченных усилий.

Если принципиально важно снимать на телефон, то вот несколько рекомендаций, которые должны помочь:

- используйте мягкий свет, лучше всего дневной,

- избегайте резких контрастов в кадре,

- фон лучше брать нейтральный, меньше всего проблем с серым фоном

- если очень хочется цвета в кадре, то используйте фон дополнительного оттенка к цветовой гамме украшения, причем не яркого, а приглушенного

- даже при соблюдении всех этих рекомендаций некоторые цвета могут воспроизводится телефоном неточно, т.к. в нем всегда есть своя автоматическая обработка фото. Докрутить фотографию можно в приложениях для редактирования, их много разных и можно выбрать удобный вариант под себя.

Мой традиционный вопрос: расскажите о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с творчеством.

Самый неприятный момент, связанный с творчеством, – это, пожалуй, обнаружение плагиата. Последний раз это произошло буквально на прошлой неделе. На конкурсе, где я представила одну из новых работ, я обнаружила среди конкурсантов украшение, которое выполнено методом прямого цитирования моей работы семилетней давности. Я понимаю, что копии хорошо помогают учиться, но в этом случае не стоит выдавать дизайн за свой.

Самый приятный момент в жизни, связанный с творчеством, мне вспомнить сложно, т.к. большинство моментов, связанных с творчеством приятные)) Люблю моменты, когда можно взять в руки готовую работу и увидеть результат своих усилий. Безумно приятно читать отзывы от своих заказчиц, когда они получают свое украшение, впервые видят его вживую, берут в руки, и пишут мне слова благодарности под влиянием момента, когда эмоции самые яркие)) Еще люблю моменты, когда удается придумать что-то кардинально новое, чего я еще не делала. Сюда же – когда удается научиться чему-то интересному и применить это в своих работах. Очень волнительные эмоции я испытала, когда меня приняли в Творческий Союз Художников России, когда одержала первую победу в конкурсе.

Но все же творчество – само по себе награда и приятный процесс, который во всех смыслах очень украшает каждый момент жизни, который с ним связан.

Ваше пожелание новичкам в любой творческой сфере.

Новичкам больше всего рекомендую не бояться, держать свой ум открытым и постоянно учиться, а еще не стесняться показывать свои работы – тогда и сами не заметите, как перестанете быть новичками, а превратитесь в маститых мастеров))

От автора. Познакомиться поближе с творчеством Аллы можно здесь:

Страничка в ВК "Авторские украшения Аллы Масленниковой"

Канал в Телеграм

Сайт "Авторские украшения Аллы Масленниковой"

А теперь смотрим, с чего все начиналось.

Autumn Garden bracelet
Autumn Garden bracelet
Crawling Rose
Crawling Rose
Dandellion
Dandellion
-11
Pink Flower
Pink Flower
White Trio
White Trio

И любуемся современными шедеврами!

-14
-15
-16
Baroque heap
Baroque heap
Baroque Gold bracelet
Baroque Gold bracelet
Black Chocolate doll
Black Chocolate doll
Blue Bird plain
Blue Bird plain
Carnelian Earrings apple
Carnelian Earrings apple
Diadem Beetle threequaters
Diadem Beetle threequaters
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
Forrest Stump
Forrest Stump
Square green
Square green
Matin De La Reign
Matin De La Reign
Mint Summer
Mint Summer
Owl Smake stone
Owl Smake stone
Peony Transformer brooch
Peony Transformer brooch
Phenix
Phenix
-50
-51
Soleil DOr
Soleil DOr
Soleil DOr
Soleil DOr
Sparrows On Ruby
Sparrows On Ruby
Springtime
Springtime
Springtime
Springtime
Village Cat
Village Cat
Village Cat
Village Cat
Statement Of Grace
Statement Of Grace

#интервью #интервью с мастером #бисероплетение #бисер #рукоделие #творчество