Замминистра транспорта отметила, что так как Литва — транзитная страна для маршрутов в другие государства Европы, интерес перевозчиков проехать через нее напрямую огромен
Литва могла бы ввести ограничения на количество ввозимого в баках тягачей топлива, однако перед этим следует тщательно оценить, как это скажется на контроле внутренней границы ЕС, транзите в Калининград и эмиссии углекислого газа. Об этом заявила замминистра транспорта балтийской республики Лорета Маскалевене.
Вопрос контроля за перевозкой нефтепродуктов через государственную границу Литвы обсуждался на заседании Комитета Сейма по бюджету и финансам.
Председатель комитета Миндаугас Линге пояснил, что такой вопрос возник при рассмотрении поправок к Закону об акцизах. С помощью них предлагается отказаться от акцизных льгот, применяемых к энергетическим продуктам, последовательно повышать ставки по акцизам на загрязняющие виды топлива, а также включить компонент CO2 в применяемые ставки.
Маскалевене отметила, что в ходе дискуссий о введении ограничения высказывались различные мнения.
"У нас было много дискуссий с перевозчиками этого сектора, с другими представителями этого сектора. Нет единого мнения. Есть плюсы и минусы. Перевозчики из третьих стран занимают достаточно серьезную долю на нашем рынке, около 20 процентов, и она растет. Особенно в нынешних геополитических условиях из-за санкционного режима со стороны России и Белоруссии. Ведутся активные обсуждения, когда мы договариваемся о разрешениях с каждой страной. Их интерес многократно возрастает. Предлагаемая нами модель заключается в применении двусторонних разрешений, чтобы можно было привозить и забирать грузы с литовских терминалов. Они понимают, что Литва является транзитной страной в другие европейские государства. Интерес проехать напрямую через Литву огромен", — заявила она.
Вице-министр резюмировала, что ограничение топлива — очень серьезная тема, в которой она видит три наиболее важных аспекта в сегодняшнем контексте.
"Первый аспект — мы не можем игнорировать, что у нас есть границы и с другими странами ЕС. Латыши еще не вводили ограничений. Есть поляки. Здесь для той же таможни было бы серьезным вызовом подготовиться к проверке внутренней границы ЕС, ввести контроль за тем, как проверять эти баки", — заявила Маскалевене.
Еще одним важным моментом, по ее словам, является обязательства по калининградскому транзиту.
"Существует определенное ограниченное разрешение на перевозку несанкционированных товаров из России в Россию грузовыми автомобилями. Мы бы не хотели, чтобы эти водители скитались здесь в поисках топлива", — отметила замминистра.
Кроме того, по ее словам, сложно подсчитать, насколько может увеличиться заправка транспорта топливом на литовских заправках. А от этого, в свою очередь, зависят расчеты выбросов CO2 в Литве. Этот фактор также очень важен, подчеркнула замминистра.
"В принципе можно вводить и очень серьезно говорить об ограничениях, но есть три аспекта, которые мы должны иметь в виду", — заявила Маскалевене.
На фоне украинского конфликта, разрыва отношений с Россией и Белоруссией, а также перебоев с поставками в Литве уже долгое время держатся высокие цены на продукты питания, электроэнергию, топливо. Жители и предприятия вынуждены справляться с ростом цен и экономить или сокращать потребление.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.