Ряд новых сделок продвигает китайскую валюту, поскольку геополитический риск распространяется на международные финансы.
Китай ставит юань на первое место в своей борьбе против уникального влияния США на мировые деньги.
Правительство Си Цзиньпина в прошлом году было занято заключением сделок по расширению способов использования национальнй валюты. Были заключены новые соглашения, связанными с юанем, с такими странами, как Россия, Саудовская Аравия, Бразилия и даже Франция.
В то время как США остаются явным финансовым гегемоном в мире, эти шаги помогают Китаю занять более важное место в международной финансовой системе. Они происходят в то время, когда геополитическая напряженность растет, а мировая торговля становится все более активным полем битвы.
Между двумя экономическими титанами вспыхнул антагонизм по самым разным вопросам, от торговли и Тайваня до TikTok и технологических ноу-хау. Жесткие санкции против России выявили новую готовность США превратить доллар в оружие. Вместе это сделало больше для продвижения китайского юаня за последний год, чем правительство Си сделало за предыдущее десятилетие.
Наращивание темпов роста также является ответом на изменение позиции Китая в мировой экономике по мере того, как он выходит из эпохи карантина против Covid, когда рост идет медленнее, чем когда-то прежде, а глобальное стремление к более свободной торговле уходит на второй план. Это побудило лидеров в Пекине повысить ставки в превращении страны — и, в частности, ее валюты — в альтернативный полюс для международных финансов, торговли и кредитования.
Страна работает над тем, чтобы продемонстрировать, «что существует мир за пределами США и западного мира», — сказал Адриан Цюрхер, глава отдела глобального распределения активов и соруководитель глобального управления инвестициями в Азиатско-Тихоокеанском регионе в офисе UBS Global Wealth Management. в Гонконге. «Вы посылаете очень сильный сигнал США, фактически говоря, что вы нам не нужны, и нам не нужен ваш доллар США».
Это сообщение находит отклик в некоторых частях мира. Беспокойство из-за доминирования США и доллара подталкивает некоторые страны и компании к диверсификации в сторону от Америки и Европы.
Использование юаня в контрактах на поставку всего, от нефти до никеля, набирает обороты, при этом доля валюты в мировом торговом финансировании утроилась с конца 2019 года. Это все еще крошечная часть глобальных транзакций, и валюта по-прежнему жестко контролируется китайскими властями. Но санкции, которые пытаются отрезать Москву от мира, ускорили этот темп. Только в прошлом году использование юаня в российских экспортных платежах выросло в 32 раза.
Выход на глобальный уровень
Си, который вступает во второе десятилетие своего руководства народной республикой, предпринял шаги для продвижения репутации страны за рубежом, даже если он сосредоточен на проведении реформ и стимулировании роста внутри страны. Его первые зарубежные поездки после снятия карантина были с ключевыми поставщиками энергии в Саудовскую Аравию и Россию. Поездки в Пекин президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы и президента Франции Эммануэля Макрона сопровождались заключением множества новых коммерческих соглашений. Китай сыграл центральную роль в посредничестве в ирано-саудовской разрядке. Однако с США количество горячих точек увеличилось — от вражды из-за воздушных шаров-шпионов до полупроводниковых технологий.
Санкции против России предоставили Китаю важную возможность продемонстрировать, как можно использовать юань. Это также вызвало обеспокоенность у некоторых стран по поводу того, что они привязаны к доллару и евро, двум крупнейшим валютам.
Отключенная от центральной международной платежной системы, известной как SWIFT, Россия приняла юань для торговли, частных сбережений и операций с иностранной валютой. Китай разработал собственную платформу международных платежей — CIPS — полностью отдельную от SWIFT, которая используется не только учреждениями в России, но и банками, работающими в таких странах, как Бразилия.
«Готовность Китая поддерживать рост, прокладывая новые пути, позволяет другим странам с большей уверенностью использовать юань», — сказал Виктор Гао, профессор Университета Сучжоу и вице-президент аналитического центра Центра Китая и глобализации. «Если США хотят раскачать лодку, то Китаю придется внести необходимые поправки, чтобы справиться с вызовами».
Ни Народный банк Китая, ни Государственная валютная администрация страны не ответили сразу на факсы с просьбой прокомментировать ситуацию.
Семена перехода России к юаню были посеяны еще в 2014 году, когда начала ускоряться санкционная кампания после присоединения Крыма, что побудило США и их союзников угрожать доступу Москвы к основной финансовой системе. Но начало СВО на Украине в прошлом году ускорило согласие Китая.
Сбережения в юанях составляли 11% всех депозитов России по состоянию на январь, по сравнению с тем, что до СВО их практически не было, и юань заменил доллар и евро в качестве самой ходовой валюты от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Россия и другие страны также начали использовать юань в сделках, даже не связанных с Китаем. Бангладеш, например, в прошлом месяце договорился с Россией об урегулировании платежа в размере 300 миллионов долларов, связанного со строительством атомной электростанции недалеко от Дакки, в юанях, по словам официальных лиц, знакомых с этим вопросом.
Распространенность юаня (черный - до СВО, голубой - после). Китайская валюта вторглась во все сферы финансовой жизни России. Источник: Bloomberg, Банк России. Примечание. Теперь речь идет о точках отсечения в конце декабря, январе или феврале в зависимости от последних доступных данных.
Поскольку доходы от нефти помогают стабилизировать государственные финансы России, страна может даже попытаться купить юань, чтобы восстановить золотовалютные резервы.
Но у эксперимента есть пределы. У РФ не осталось выбора, а финансовые предложения Китая по-прежнему не выдерживают конкуренции. Без глубоких рынков капитала или открытых счетов капитала может быть сложно перемещать деньги в страну и из страны. Ранее в этом году эту жалобу озвучил инвестор Марк Мобиус.
Препятствия юаня
Отсутствие глубоких свободных рынков является препятствием, если Китай действительно хочет заменить доллар или евро в качестве предпочтительной мировой валюты.
Полностью интернациональный юань «невозможен, если Китай не допустит большей свободы валюты и внутренних, а также внешних инвестиций», — сказал Джим О'Нил, бывший главный экономист Goldman Sachs Group Inc., который придумал термин БРИК более двух десятилетий назад, чтобы описать то, что тогда было четырьмя крупными центрами развития на развивающихся рынках, способными бросить вызов существующему экономическому порядку.
Даже несмотря на барабанный бой международных сделок, валюта не является полностью конвертируемой. Существуют ограничения на его использование в таких сферах, как трансграничные кредиты и портфельные инвестиции.
Ограничения на разнообразие инвестиционных продуктов, основанных на юанях, и простая инерция, проистекающая из преобладающей резервной валюты, также являются серьезными препятствиями на пути к тому, чтобы юань стал широко принятым в качестве альтернативы доллару.
«Китаю еще предстоит пройти долгий путь, чтобы нарастить свое глобальное влияние», — сказал Чен Синдун, руководитель отдела исследований глобальных рынков в Китае в BNP Paribas SA.
В первые несколько десятилетий этого века Китай предпринял шаги по открытию рынков акций и облигаций для поощрения притока инвестиций и ослабил некоторые ограничения в отношении управляемой им валюты. Но правительство Си сопротивлялось более широким мерам, которые поощряли бы международное использование юаня, таким как разрешение свободного движения капитала, чтобы избежать возможности внезапных оттоков, которые могут потенциально дестабилизировать экономику и угрожать власти Коммунистической партии.
«Очень много денег выстраивается в очередь из Китая, чтобы вернуться, и, вероятно, есть предел тому, сколько денег извне стоит в очереди, чтобы вернуться обратно», — сказал Цюрхер из UBS. «Контроль за потоками капитала по-прежнему чрезвычайно важен».
Юань является лишь пятой по популярности валютой для трансграничных платежей. По данным SWIFT, за исключением платежей между странами, использующими евро, на китайскую валюту приходилось 1,7% трансграничных платежей в конце марта по сравнению с примерно 50% на доллар и 22% на единую европейскую валюту. Это, конечно, не включает транзакции, совершенные через китайскую альтернативу CIPS, но эта система в целом по-прежнему уступает основной платформе SWIFT.
Спрос на диверсификацию
Тем не менее, для тех, кто в самом Китае, использование юаня в международных транзакциях совсем недавно превзошло доллар, согласно исследованию Bloomberg Intelligence и на основе данных Государственного управления иностранной валюты.
Доля местной валюты в трансграничных платежах и поступлениях достигла рекордного уровня в 48% в конце марта по сравнению с почти нулевым показателем в 2010 году, а доля доллара снизилась до 47%.
Юань все чаще используется в глобальном контексте. Валюта Китая завоевывает все большую долю в глобальных платежах, торговле. Источник: Блумберг, SWIFT. Примечание. Глобальные данные о платежах не включают транзакции в еврозоне.
Даже с учетом того, что доминирование доллара относительно укоренилось на долгие годы, некоторые наблюдатели предполагают, что в долгосрочном периоде произойдет падение роли доллара. События, дающие жизнь использованию юаня прямо сейчас, могут в конечном итоге стать ключевым фактором.
Последствия санкционного противостояния с Россией заставили другие страны встревожиться из-за риска введения санкций США, сказала Эстер Лоу, старший управляющий финансами в Amundi SA. Она ожидает, что популярность юаня продолжит расти на фоне страха перед санкциями США и в качестве «практической» части растущей роли Китая как кредитора.
Преимущество диверсификации также относится к Китаю. Есть безопасность в наличии постоянных договоренностей с множеством торговых партнеров на случай, если кипящая напряженность в отношениях с США перерастет в бурное кипение.
«Геополитическая напряженность делает для Китая гораздо более важным содействие международному использованию собственной валюты», — сказал Стивен Джен, соучредитель Eurizon SLJ Capital. «Сейчас между США и Китаем идет война на истощение в инвестициях и финансах».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Китайские банки используют Россию и торговлю нефтью для интернационализации юаня
Валютный гуру отметил, что глобальная дедолларизация происходит высокими темпами